Институт развития образования

Растим патриотов

Растим патриотов

01.12.2019г.

Без прошлого нет будущего, а будущее – это наши дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа в мире, дружбе и согласии. (Народная мудрость.)

27 ноября 2019 года на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 46» (директор Зяблова О.В.) был проведён ГАОУ ПО ИРО (директор Данильченко С.Л.) семинар-практикум «Школьная библиотека – помощник в формировании патриотического сознания подрастающего поколения» для библиотекарей и педагогов-библиотекарей общеобразовательных учреждений.

Семинар открыла Олейникова Ирина Юрьевна, методист ГАОУ ПО ИРО.

Затем  директор школы Зяблова Ольга Васильевна поприветствовала участников семинара и пожелала им плодотворной работы.

Олейникова И.Ю. обратила внимание библиотекарей на то, что сама по себе жизненная позиция у людей не возникает, её нужно формировать с раннего детства, используя формы и методы библиотечной работы. В докладе был сделан акцент на усиление работы по патриотическому воспитанию школьников. Методист предложила педагогам-библиотекарям строить работу по воспитанию патриотических качеств на примерах образов героев, которые позволили бы юным читателям формировать собственную модель поведения, основываясь на творчестве Вениамина Каверина, Виктора Астафьева, Владислава Крапивина, Альберта Лиханова, Валентина Распутина, Виктора Некрасова, Юрия Бондарева, Аркадия Гайдара, Сергея Алексеева и др. авторов. Их произведения обладают огромным потенциалом нравственного воздействия на подростков в плане возрождения патриотических ценностей как составляющих российской национальной идеи.

Образцом человека-патриота для детей и подростков могут стать как литературные персонажи этих произведений, их реальные прототипы, так и современные представители различных профессий, создающих благосостояние Родины.

В своём выступлении Ирина Юрьевна обратила внимание участников семинара на Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», актуализировав актуальные направления, задачи деятельности библиотек по патриотическому воспитанию.

О творческих конкурсах, отражающих события военной истории, судьбы героев войны, людей искусства, науки и техники говорила Черепанова Е.Г., педагог-библиотекарь  ГБОУ СОШ № 44. Она представила несколько форм проведения конкурсов на патриотическую тематику: конкурсы чтецов, плакатов, рисунков, стенных газет, сочинений, стихотворений, инсценированной военно-патриотической песни и др. Подводя итог своего выступления, педагог-библиотекарь сказала, что патриотическое воспитание гражданина своей страны – одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо создавать условия для того, чтобы  учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.

О том, каких результатов добилась ГБОУ СОШ № 40 в ходе реализации рекомендаций Министерства образования и науки РФ (письмо МОиН РФ от 14.12.2015 № 09-3564) «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» рассказала педагог-библиотекарь Николаева Л.П. Она  стала полноправным участником образовательного процесса, составила программу «Читайка», заручилась поддержкой администрации школы, и теперь библиотечные уроки, которые стоят в расписании, как внеурочная деятельность, проводятся в системе.

Новые формы работы (устный журнал с лирической страницей, аллея Славы, вахта памяти, патриотический классный час)  по теме семинара-практикума представила Руденко В.М., педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ № 32, завершив своё выступление следующими словами: «Судьбы героев моих мероприятий – достойные примеры в общей судьбе русского народа. Дети после моих мероприятий гордятся своим народом и его подвигами, историей своей страны».

Педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ № 33 Полякова Т.Ф. рассказала о долгой дружбе и сотрудничестве с ветеранами ЭПРОНА. Дети школы ежегодно 30 октября, в годовщину подвига спасательного судна «Шахтёр», участвуют в митинге-реквиеме у могилы спасателей, читают стихи… Педагог-библиотекарь проводит много мероприятий, посвященных освобождению Севастополя и Дню Победы. Это и конкурс чтецов стихотворений «Поклонимся великим тем годам», и конкурс инсценированной военной песни, и цикл бесед по книгам Г.Черкашина. Татьяна Флорентьевна считает, что любое мероприятие, проводимое библиотекой, воспитывает патриотизм, а патриотическое воспитание средствами школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном, культурном наследии (особенно такого города, как Севастополь), приобщать их к чтению, привлекать в библиотеку новых читателей, а значит – успешно воспитывать юных севастопольцев.

Циклы уроков по патриотическому воспитанию регулярно проводит Чернецкая Т.Ю., педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ № 37. Именно о них она с увлечением и рассказывала на семинаре, а начала своё выступление с красивых слов писательницы Валентины Фроловой: «Севастопольским детишкам здорово повезло. Ребёнок ещё в колыбели, но сверху на него уже смотрит Нахимов, его призывает к подвигу Корнилов, учит мудрости Лазарев. С самых-самых первых дней жизни ребёнок впитывает дух города». «Детство и юность, – продолжила Чернецкая Т.Ю., – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. И когда на уроках мы говорим о Севастополе, мы никак не можем обойти эту главную тему героико-патриотического воспитания, потому что  есть на Земле города старше, даже древнее, но нет равного Севастополю по героическим подвигам».

Уроки педагога-библиотекаря насыщенны интересными фактами, историями, которые, безусловно, привлекают юного читателя и заставляют его обратиться к богатому миру книжного царства. Ребята с интересом ищут ответы на вопросы в фонде библиотеки, а эти «хитрые» вопросы Татьяна Юрьевна специально составляет для думающих и любящих читать мальчишек и девчонок. Один из уроков Чернецкой Т.Ю. посвящен малоизученной и малознакомой учащимся личности Александра Хамадана и его книге о героях II Обороны Севастополя.

Дипломат, журналист, писатель Александр Хамадан прожил короткую жизнь, но и этого времени было достаточно, чтобы быть навечно вписанным в историю Севастополя.

Все 250 дней, которые длилась II Оборона Севастополя Александр Хамадан, как постоянный корреспондент ТАСС, находится в гуще трагических событий и навечно запечатлевает подвиги советских людей. Читая его книгу «Записки корреспондента» мы, руководствуясь исторической памятью, открываем для себя события прошлого. Перед нашими глазами оживает «горсточка» пограничников под командованием Герасима Рубцова, удерживающих рыбацкую Балаклаву. Мы видим, как наши бойцы отстаивают Мекензиевы горы, чтобы не дать прорваться врагу на северную окраину города; смахиваем слезы вместе с командармом Иваном Петровым, видя как умирает «Анка-пулеметчица» Нина Онилова; вздрагиваем от взрывов в Бельбекской долине, взрывов, от которых лопается железобетон; следим за мудрыми руками фронтового хирурга, чеха Пишел-Гаека и видим, как работает без руки Анастасия Чаус, штампуя мины для защитников города.  Видим последние бои за город на мысе Фиолент, у древних стен Георгиевского монастыря…«Пройдут годы и годы, пройдут века. Люди, защищавшие город, навсегда останутся бессмертными героями великой севастопольской эпопеи. И слово «севастополец» будет понятием долга, мужества и чести» (А. Хамадан).

Педагоги-библиотекари во время семинара побывали на библиотечном уроке «В дружбе народов – единство России», который подготовила Павлюк Т.И., педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ № 46. Урок был посвящён Дню единения, дружбе между народами. И это неслучайно, ведь в школе учатся дети восьми национальностей, о чем рассказала Давыдова О.П., заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Коллектив стремится воспитать у детей доброжелательное отношение и уважение к людям всех национальностей, ведь наш родной Крым – многонациональное «государство», в котором живут народы свыше 100 различных национальностей, и жить они должны дружно, в мире, помогая и поддерживая друг друга в трудные минуты жизни. На уроке ребята окунулись в далёкие исторические времена, отвечали на интересные вопросы, вспоминали пословицы о дружбе и пытались самостоятельно дать определение слову «дружба», работали с Толковым словарём русского языка С.И. Ожегова, участвовали в театральном действе, танцевали и великолепно читали стихи. Особенно выразительно и артистично читал стихотворения Соловьёв Севастьян, ученик 6-Б класса (классный руководитель Федорец Л.И.). Урок сопровождала выставка кукол в национальных костюмах и выставка книг по теме мероприятия. Педагоги-библиотекари обратили внимание на большую работу, проведённую в ходе подготовки библиотечного урока педагогом-библиотекарем Т.И. Павлюк – педагогом, любящим детей и книги.

Семинар оставил в душах и сердцах школьных педагогов-библиотекарей и библиотекарей тёплые и добрые чувства, наверное, потому, что и коллеги-педагоги продемонстрировали детям чувство локтя, дружеского плеча, помогая и поддерживая друг друга, как и должны поступать настоящие друзья.

Татьяне Ивановне в подготовке и проведении библиотечного урока помогали учителя: Федорец Л.И., учитель русского языка и литературы, и Аблямитова Н.А., учитель крымскотатарского языка и литературы.

Пусть всегда в этой школе царит мир и взаимопонимание, и пусть ребята растут в мирное и спокойное время, но помнят о своих родных и близких, о тех, кто сражался за любимую Родину!