Важнейшая задача любого образовательного учреждения – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут и где будут трудиться.
Масштабность проблемы профессионального самоопределения молодежи показывает необходимость применения комплексного подхода к решению данного вопроса.
Для обсуждения актуальных вопросов профессиональной ориентации и трудового самоопределения молодежи 7 ноября в ГАОУ ПО ИРО состоялся круглый стол на тему «Комплексное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся образовательных учреждений в условиях современного социума».
Данный круглый стол проводился в рамках региональной конференции «Профориентационное сопровождение молодежи от школы до рабочего места», проводимой ГКУ «Центр занятости населения Севастополя».
Цель круглого стола< em> – координация деятельности специалистов социально-психолого-педагогического сопровождения по профессиональ-ному самоопределению обучающихся в современной образовательной среде.
Участниками круглого стола стали педагоги-психологи, социальные педагоги, руководители методических объединений классных руководителей образовательных учреждений и сотрудники центра профориентации севастопольского Центра занятости населения. На круглом столе обсуждались актуальные вопросы профессиональной ориентации молодежи.
Методист ГАОУ ПО ИРО Савельева О.Ю. в своем докладе осветила вопросы нормативно-правового регулирования комплексного сопровождения профессионального самоопределения школьников в современной образовательной среде и отметила важность межведомственного взаимодействия специалистов по данной проблеме.
Рендак С.А., директор ГКУ «Центр занятости населения Севастополя», познакомила участников круглого стола с современными формами и методами профессионального ориентирования молодежи в центре профориентации. Светлана Александровна предложила педагогам города продолжить сотрудничество по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
Об эффективном использовании в профориентационной работе образовательных учреждений диагностического инструментария с обучающимися разных возрастных категорий рассказала методист ГАОУ ПО ИРО Ефимова И.В. Методист отметила важность использования научного инструментария в профессиональной ориентации обучающихся с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Практический опыт профориентационной работы со старшеклассниками по курсу «Я и моя будущая профессия» был представлен методистом ГАОУ ПО ИРО Пудовой Е.М. В основе курса лежит модель комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения школьников в профессиональном самоопределении. Данный курс прошел апробацию и был рецензирован кафедрой теоретической и прикладной психологии Камчатского государственного университета имени В.Беринга.
Педагог-психолог гимназии № 5 Печерская М.М. познакомила участников круглого стола с опытом работы гимназии № 5 по использованию Интернет-ресурсов и системы взаимодействия с научно-методическим центром профориентации севастопольского филиала МГУ в профориентационной работе. Педагог-психолог рассказала об участии школьников в различных профориентационных программах и проектах: «Zасобой», «Билет в будущее», «Зеленая кисточка».
С особенностями профориентационной работы с обучающимися общеобразовательной школы начального и основного образования поделилась социальный педагог СОШ № 36 Теверовская З.А. Социальный педагог отметила специфику профессионального самоопределения школьников в сельской школе при поддержке шефов различных ведомств (МЧС, МВД, в/ч ЧФ РФ).
На круглом столе были рассмотрены вопросы оказания помощи в профессиональном самоопределении и последующем трудоустройстве выпускников с особыми потребностями (обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью).
Социальный педагог СОШ № 23 Тетерук Н.А. поделилась опытом профессионального ориентирования «особенных детей» в условиях инклюзивного образовательного пространства. Как специалист комплексного сопровождения, социальный педагог представила формы и методы профориентационной работы с «особенными детьми» с учетом их психофизических особенностей для успешной адаптации их к условиям современного социума.
Педагог-психолог ГБОУ ПО СПХК Загольская С.В. обсудила с участниками круглого стола вопросы трудоустройства выпускников с особыми потребностями. Педагог-психолог выделила проблему трудоустройства молодых людей с особенностями в развитии при получении профессии в учреждениях СПО как приоритетную и обратилась с просьбой оказания помощи в этом вопросе к руководителю ГКУ «Центр занятости населения Севастополя» Рендак С.А.
Участникам круглого стола был представлен анализ диагностической работы по результатам мониторинга информированности школьников о профориентационной деятельности, подготовленный педагогом-психологом СОШ № 25 Шпаковской Ю.С. Результаты диагностики показали, что практически всех выпускников образовательного учреждения волнует выбор будущего профессионального маршрута, старшеклассники с большим интересом относятся к компьютерной диагностике.
В завершение работы для участников круглого стола, желающим высказать собственное мнение по обсуждаемым вопросам, внести предложения и пожелания по дальнейшей работе, работал «открытый микрофон», в котором приняли участие социальные педагоги, педагоги-психологи. Все педагоги подчеркнули важность комплексного подхода к проблеме профориентации подрастающего поколения и необходимость межведомственного взаимодействия специалистов.
Были внесены предложения провести региональный конкурс профессиональных династий, организовать для детей и подростков, в том числе для детей с особенностями в развитии, социально-культурное просветительное мероприятие профессиональной направленности с участием специалистов центра профориентации севастопольского Центра занятости населения.
Методической службой ГАОУ ПО ИРО были подготовлены рекомендации по координации деятельности специалистов социально-психолого-педагогического сопровождения по профессиональному самоопределению обучающихся в современной образовательной среде.
При подведении итогов работы все участники круглого стола отметили, что цель круглого стола достигнута и поставленные задачи решены. Специалисты подчеркнули актуальность обсуждаемых вопросов и высокий уровень психологического комфорта в ходе проведения мероприятия.