ГАОУ ПО «Институт развития образования» (директор Данильченко С.Л.) и ГБОУ ЦДО «Малая академия наук» (директор Сонин А.Л.) организовали 19 сентября 2019 года для учителей физики общеобразовательных учреждений мастер-класс на тему «Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах профильных вузов».
Основная цель мастер-класса – повышение компетентности учителей физики в области решения задач олимпиадного уровня.
Открыла мастер-класс методист ГАОУ ПО ИРО Смирнова Л.Г., которая в своем выступлении сделала акцент на интеграцию основного и дополнительного образования как условие создания целостного образовательного пространства школьника.
Внеурочная и урочная работа выступают как равноправные стороны образовательного процесса. Только в этом случае можно создать благоприятные условия для развития одаренных детей< strong>.
Методист ЦДО МАН Ляшко Е.Т. рассказала участникам мастер-класса о работе физико-математического отделения отдела «Естественные науки» и представила педагога дополнительного образования т/о «Олимпиадная физика» Серпутько А.М.
Творческие объединения ЦДО МАН «Творческая физика» (педагог дополнительного образования Красовская М.В.) и «Олимпиадная физика» (педагог дополнительного образования Серпутько А.М.) служат продолжением учебной деятельности и направлены на систематическое образование учащихся, развитие у них творческих способностей.
Наиболее распространенной и традиционной формой работы с одаренными детьми является проведение интеллектуальных соревнований: предметных олимпиад, конференций, конкурсов.
Олимпиада – это не школьные экзамены, не контрольная работа, поэтому нет необходимости снижать ее уровень до выявления участников, которые просто выучили учебные параграфы. Она призвана проверить более глубокие знания ученика и помочь ему побороть неуверенность или страх перед сложными испытаниями.
Сложные задания – это как раз та “планка”, тот уровень, к которому необходимо стремиться и который нельзя опускать. Во многом именно олимпиады стимулируют интерес к предмету.
Педагоги дополнительного образования ЦДО МАН Красовская М.В. и Серпутько А.М. считают, что подготовка олимпиадных заданий должна строиться исходя из принципа «поиск талантов и мотивация к более глубокому изучению предмета». Они призвали учителей физики находить таких детей и направлять их в т/о ЦДО «Малая академия наук».
Практическая часть мастер-класса «Решение нестандартных задач», проведенная педагогом дополнительного образования Серпутько А.М., заинтересовала учителей физики своими оригинальными решениями повышенной сложности.
При подведении итогов участники мастер-класса пришли к единому выводу, что олимпиада является тем связующим звеном, которое позволяет взять лучшее из старой традиционной концепции и продолжить эту идею в новой. Это своеобразная форма развития, формирования и оценки творческой одаренности учащихся. Эффективность отбора учеников по степени знаний на олимпиаде во многом зависит от качества подготовки заданий.
Опираясь на данный принцип все олимпиадные задания можно разделить на несколько типов:
- задания, проверяющие степень информированности (объем информации) школьников по физике (энциклопедичность);
- задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития – степени владения учащимися основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, систематизация, абстрагирование, конкретизация);
- задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на основе творческого поиска (креативность).
Для того чтобы учащиеся справились со всеми уровнями заданий, необходим системный подход в их подготовке, особые формы и методы урочной и внеурочной работы.
Методист ГАОУ ПО ИРО Смирнова Л.Г. подвела итоги мастер-класса, поблагодарила педагога дополнительного образования Серпутько А.М. и методиста Ляшко Е.Т. за высокий уровень проведения мастер-класса, отметила интерес участников к заявленной теме, свидетельствующий о целесообразности и практической значимости проведения таких мероприятий.