Данильченко С.Л.
Директор ГАОУ ПО города Севастополя
«Институт развития образования,
доктор исторических наук, профессор
Целью современного этапа реформирования системы образования России является качественное обновление содержания образования путем реализации на практике его общеобразовательной направленности, усиления социокультурной ориентации, без чего невозможна социализация личности, успешная адаптация молодежи к жизни в динамично изменяющемся социуме, гарантии социальной защищенности подрастающего поколения. Средством достижения этой цели может и должна стать национальная система учительского роста.
Среди современных проблем, стоящих перед системой образования в условиях новых государственно-общественных требований к образованию, одной из ключевых является проблема управления профессиональным развитием педагога. В соответствии с задачами Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, Планом мероприятий («дорожной картой») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию системы учительского роста, Национальным проектом «Образование» на сегодняшний день существует необходимость в коренных изменениях в системе подготовки педагогических кадров на структурном и содержательном уровнях. Одной из приоритетных в этой связи становится задача обеспечения высокого качества российского образования посредством повышения профессионального уровня педагогических работников. «Очень важно сейчас синхронизировать процессы развития педагогического образования, обновления стандартов общего образования, формирования национальной системы учительского роста, модернизации профессионального стандарта наших педагогов. Все это сегменты единой системы, поэтому так важна согласованная работа по всем направлениям», - отметила Министр просвещения О.Ю. Васильева в своем выступлении на Всероссийской конференции по обсуждению результатов комплексного проекта по модернизации педагогического образования (20.10.2017 г.).
Национальная система учительского роста – усовершенствованная форма аттестации учителей, отображающая качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг. Основные задачи совершенствования учительского профессионализма формирования, направленные на формирование системы учительского роста, повышение качества общего образования, становление российской системы общего образования лучшей в мире, непосредственно связаны с результатами – удовлетворенностью самих педагогических работников, всех участников образовательных отношений, государства и общества.
Система учительского роста – это:
- уровневая система оценивания профессиональной компетентности учителя;
- индивидуальная программа повышения квалификации;
- детальная дифференциация заработной платы.
Совершенствование профессионализма педагогических работников, лежащее в основе системы учительского роста, возможно только в системе непрерывного образования педагогов – стадийного и целостного пожизненного процесса, обеспечивающего освоение социокультурного опыта с использованием образовательной системы; принципа организации образования, образовательной политики. Система непрерывного образования педагогов включает совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования, сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования, федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.
Мощным катализатором процессов формирования и внедрения национальной системы учительского роста выступают сценарии развития и системные меры модернизации российского образования. Ключевой целью в этой связи становится обеспечение высокого качества российского образования посредством повышения профессионального уровня педагогических работников. Реализация модели стратегического управления профессиональным ростом педагога предполагает оказание практической помощи в вопросах совершенствования их теоретических знаний и повышения педагогического мастерства, изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей. При этом особую значимость приобретает проблема разработки теоретических и организационно-педагогических основ сопровождения профессиональной деятельности педагогов. В настоящее время остро стоит задача переосмысления ключевых вызовов логистики национальной системы учительского роста и поиск баланса для формирования единого образовательного пространства в России. «Министерство последовательно развивает единое образовательное пространство на всей территории страны, определяя эту работу одной из важнейших задач системы образования», - сказала О.Ю. Васильева. По мнению министра, важнейшими этапами данной работы на данный момент является наполнение содержанием образовательных стандартов и разработка соответствующих образовательных программ. Единое образовательное пространство обеспечивается выработкой единой стратегии развития, созданием единой информационной системы, координацией финансов, прав, нормативных и содержательных основ системы образования, что в целом способствует развитию системы российского образования, ее модернизации и совершенствованию.
Ключевыми системными проблемами сложившейся системы непрерывного образования педагоговв городе Севастополе, как и во всей России, являются:
- отсутствие комплексной системы ДПО, включая механизмы управления, формирования заказа, разработки технического задания;
- ориентация курсовой подготовки на процесс, объем, а не на результат;
- слабая ответственность и слушателей, и образовательных учреждений за внедрение знаний и технологий, полученных в ходе ДПО, в практику работы;
- отсутствие механизмов адекватного и гибкого реагирования на быстрые изменения в общем образовании, отставание от актуальных запросов ОО, школьных команд и отдельных педагогов;
- преобладание типовых программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, ориентированных на ЗУНовский подход к содержанию образования, а также традиционных форм и методов их освоения;
- необходимость введения в практику стандартов качества;
- совершенствование аттестации педагогов и др.
Организационной и правовой основой для решения проблем и последующего развития системы образования посредством формирования национальной системы учительского роста стала (утвержденная в мае 2014 г. Правительством Российской Федерации) Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, которая задала основные векторы повышения профессионального уровня педагогических работников:
В докладе «О совершенствовании системы общего образования в Российской Федерации» на заседании президиума Госсовета 23 декабря 2015 г. одной из общесистемных задач в сфере общего образования было названо повышение профессионального уровня педагогических работников. Президентом Российской Федерации было дано поручение Правительству обеспечить формирование национальной системы учительского роста. Одним из этапов, предшествующих формированию национальной системы учительского роста, явилось внедрение эффективного контракта с педагогическими работниками. Работа по этому направлению была запущена в 2012 г. в рамках плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». С 2014 г. по настоящее время продолжается реализация комплексного проекта по модернизации педагогического образования. Проект направлен на модернизацию подготовки педагогических кадров в вузах, реализующих программы подготовки педагогов. Основной целью модернизации является содержание программ подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями ФГОСов общего образования и профессионального стандарта педагога. В целом, итогом реализации проекта станет обновление всех форм педагогического образования и создание возможностей для повышения качества подготовки выпускников и входа в профессию.
Следующая задача в рамках формирования национальной системы учительского роста, направленная на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциям, подтверждаемыми результатами аттестации, вышла на повестку дня в 2016 г. Национальная система учительского роста предусматривает создание единых подходов к аттестации педагогов и внедрению новых дифференцируемых должностей в зависимости от сложности выполняемых задач и степени ответственности. Согласно модели учительского роста предусматривается следующая система аттестации:
Инструментами такой оценки стали единые федеральные оценочные материалы. представляющие собой диагностическую работу, состоящую из 20 предметных задач, 3 методические заданий и профессиональной задачи и видеоурока (онлайн-трансляции и видеофрагментов из 100 уроков). Уровень профессиональных компетенций был представлен через описание взаимосвязи предметной, методический, психолого-педагогической и коммуникативной подготовки. Целью предлагаемой методики уровневой оценки компетенций учителя стало получение достоверной информации об уровне профессиональной компетентности каждого учителя и отдельных групп учителей для развития механизмов диагностики и профессиональной помощи на основе результатов оценки, в том числе, на основе адресного повышения квалификации и выстраивания новой модели аттестации учителей. В отличие от устоявшейся модели, новая модель аттестации предлагает педагогическим работникам новые перспективы профессионального роста. Поэтому одно из концептуальных предложений формирования национальной системы учительского роста – создание системы учительских должностей как государственного механизма карьерного роста учителя без ухода из профессии.
26 июля 2017 г. Приказом Минобрнауки России № 703 был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по формированию системы учительского роста - комплекс взаимосвязанных мер, обеспечивающих разработку новой модели аттестации, создание единых федеральных оценочных материалов для уровневой оценки педагогов. Ключевыми мероприятиями «дорожной карты» являются важнейшие меры по установлению новых дифференцированных должностей педагогических работников; по внесению изменений во ФГОСы ВО и СПО по направлению «Образование и педагогические науки»; по разработке нового порядка проведения аттестации учителей на основе единых федеральных оценочных материалов. Анализ контекстных факторов, аккумулирующих ряд государственных мер, направленных на формирование национальной системы учительского роста, позволяет утверждать, что национальная система учительского роста – это совокупность элементов и отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое.
Системообразующим фактором национальной системы учительского роста выступает цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить профессиональное развитие учителя. Система представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры такого сложного явления, как профессиональный рост учителя.
Современная национальная система учительского роста предусматривает создание современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, создание стимулов к развитию и профессиональному росту учителей, совершенствование системы оценки квалификации и качества работы учителя. Именно эти задачи лежат в основе деятельности ГБОУ ПО города Севастополя «Институт развития образования». Миссия Института: удовлетворение потребностей образования региона в педагогических кадрах, педагогических и руководящих работников, лиц, обеспечивающих образовательный процесс, других потребителей в непрерывном образовании, становлении и совершенствовании их профессиональной компетентности при выполнении трудовых функций. Институт развития образования призван создавать условия для постоянного самосовершенствования и самореализации педагога через сетевые профессиональные сообщества, методические объединения и ассоциации, мероприятия в рамках Национального проекта «Образование», всероссийские, межрегиональные научно-методические и педагогические конференции, форумы, выставки, фестивали и др. Целенаправленная деятельность педагога, ориентированная на приобретение определенных знаний, умений и способов деятельности, позволяющих ему реализовывать своё педагогическое предназначение и решать стоящие перед ним общественные задачи является приоритетом деятельности Института.
На основе показателей учительского роста определены цели и задачи качественного уровня подготовки педагогических кадров в городе Севастополе. В соответствии с ними определились основные подходы к развитию профессионализма севастопольского педагога - это:
- непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне образовательной организации, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Главной целью методической работы является непрерывное совершенствование квалификации педагога, содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания, в связи с корректировкой учебно–воспитательной работы для перспективного развития процессов обучения и воспитания их постоянного саморазвития и самосовершенствования. Этот вариант развития профессионализма реализуется через различные формы работы (повышение профессионального и культурного уровня педагога; стимулирование его служебной и общественной активности; обновление и совершенствование предметных знаний; совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов новаторов и творческих работ педагогов; совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации, гласности и др.). В качестве практических форм научно–методической работы в образовательных организациях используются лектории, конференции, научно – методические семинары, научно – практические и проблемные семинары, работа творческих лабораторий и временных творческих групп формального и неформального характера, дискуссии, круглые столы, организационно – деятельные игры, организация курсов повышения квалификации на базе высших учебных заведений, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, работа МО, школы молодого педагога, индивидуальные консультации, признание потенциальных возможностей каждого педагога, адресное планирование повышения квалификации, обобщение опыта индивидуальной работы с каждым педагогом;
- развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства очно и заочно, в том числе на дистанционных платформах;
- реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога.
Все три подхода к повышению квалификации и переподготовки в системе профессионального роста педагогических работников осуществляется ГАОУ ПО города Севастополя «Институт развития образования», который ежегодно в рамках качественной подготовки педагогического кадрового потенциала г. Севастополя обеспечивает:
- повышение квалификации педагогических работников;
- создает условия для непрерывного повышения квалификации педагогических работников всех специальностей (категорий) в рамках семинаров, конференций и других региональных методических мероприятий;
- организацию и проведение конкурсов профессионального мастерства;
- экспертизу профессиональной деятельности в рамках аттестации на высшую и первую квалификационные категории педагогических работников образовательных организаций г. Севастополя;
- организацию работы городских и районных методических объединений, других творческих групп и сообществ педагогических работников.
В настоящее время в России выработано понимание системы дополнительного профессионального образования как самоорганизующейся, динамической, проектно-ориентированной системы, развивающейся в опережающем режиме. Данное требование нашло подтверждение в нормативно-правовых документах: Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»; «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года; Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы; Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», Национальном проекте «Образование» и др.
Определены три основных вида дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка. В России по дополнительному профессиональному образованию реализуются дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. Как показывает практика, среди форм реализации дополнительных профессиональных программ преобладают программы повышения квалификации. Помимо традиционных, и хорошо себя зарекомендовавших технологий активных, интерактивных форм и методов обучения, в рамках ДПО получили развитие дистанционное обучение, стажировки, обучение на рабочем месте. Эти технологии с одной стороны уже успешно применяются и не один год, с другой стороны, в силу развития информационно-образовательной среды, Интернет ресурсов требуют новых подходов и компетентностей от всех участников повышения квалификации - и преподавателя, и слушателя. В связи с этим требуются обновление нормативов и методического обеспечения по организации данных форм и их эффективной реализации.
Новые условия, цели и задачи определяют и основные стратегические направления развития послевузовского образования, к числу которых, в том числе, относятся максимальная адаптация программ под ожидания участников и приоритет активных методов обучения. Сегодня роль дополнительного профессионального образования все более актуализируется в ракурсе решения проблем непрерывного профессионального развития педагогических работников и выстраивания системы учительского роста. Повышение квалификации как механизм оперативного реагирования на дефициты в знаниях педагогических работников работает достаточно эффективно, т.к. деятельность ДПО основана на принципах опережающего и регулирующего характера содержания обучения, совершенствования личности учителя, индивидуализации учебного процесса, гуманизации и демократичности образования. Основными инновационными концептами дополнительного профессионального педагогического образования можно назвать интеграцию общественных, естественно-научных и технических знаний в рамках тематики дополнительных профессиональных программ; современные технологии обучения педагогических работников; систему оценки качества дополнительного профессионального образования.
«Институт развития образования» города Севастополя в 2019-2020 учебном году предлагает вариативные формы получения дополнительного профессионального педагогического образования: накопительную (модульную) систему ДПО, обучение на рабочем месте, индивидуальную модель профессиональной деятельности педагога на основе личностно-ориентированной и персонифицированной модели, каскадную (циклическую, уровневую) модель, включающую предкурсовой период, теоретико-практический курс, внедренческий период, обобщенную модель повышения квалификации, профессиональный абонемент. В планах Института внедрить перспективные для города Севастополя< strong> сетевую модель организации и реализации ДПО с сетевыми образовательными программами, проектами, образовательными «событиями», алгоритм-модель, модель «Результат-продукт», интернет-модель с интерактивным взаимодействием пользователей, модель «Мастер-класс», логико-дидактическую модель, предполагающую межличностное взаимодействие участников процесса обучения, включение в различные формы групповой работы, побуждение к рефлексивно-оценочному анализу.
Модель педагога 2019 г. и требования к нему определили задачу Института по непосредственному взаимодействию с руководством образовательных организаций города Севастополя по организации эндогенной системы непрерывного образования педагогов, в частности, во внедрении интегрируемых межобразовательных (надпредметных, метапредметных) технологий, организации конкурсов технологий, методических разработок, мультимедийных презентаций и др., в организации и научно-методической поддержки микропреподавания, дуального преподавания, бинарного преподавания и др., в проведении научных исследований, выполнении тематических проектов, их реализации, работе в творческих группах, в участии в деятельности экспериментальных площадок, параллельном педагогическом взаимодействии, во внутриорганизационном обучении, самообразовании, взаимообучении, коучинге и др., в формировании электронного портфолио и т.д.
Таким образом, миссия, задачи и политика Института развития образования города Севастополя, осуществляющего дополнительное профессиональное образование как сегмента системы севастопольского образования, является механизмом и одним из инструментов регулирования изменений в образовательной системе города, каналом активизации интеллектуально-профессионального потенциала региона, что является главным элементом системы непрерывного образования в течение всей трудовой деятельности, а, соответственно, частью государственной политики, отражающей интересы всего общества.