Институт развития образования

Калейдоскоп идей вдохновил школьных библиотекарей на совместную и творческую работу

Калейдоскоп идей вдохновил школьных библиотекарей  на совместную и творческую работу

11.09.2018г.

5 сентября 2018 года на базе  ЦГБ им. Л.Н. Толстого (ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых») состоялась III Межрегиональная научно-практическая конференция «Библиотека – хранитель и проводник культурно-исторического наследия». В работе конференции приняли участие педагоги-библиотекари образовательных учреждений города Севастополя.

В ходе конференции они прослушали интересный доклад «Херсонес Таврический в русской литературе» В.В. Хапаева, заместителя директора по научной работе Черноморского фили­ала МГУ им. М.В. Ломоносова в городе Севастополе, познакомились с мемориальной деятельностью Иностранки, которую в виде презентации представила Толстикова О.А., советник руководителя Аппарата генерального директора по взаимодействию с общественными профессиональ­ными ассоциациями (Москва), с интересной работой библиотекарей Центра краеведения ЦГБ им. Л.H. Толстого по созданию и изданию библиографического списка к 200-летию Э.И. Тотлебена, который продемонстрировала Л.А. Денисова, библиотекарь ЦГБ им. Л.Толстого. Интересен был опыт  Центральной библиотеки Республики Крым по созданию краеведческих изданий, в частности, указателя «Туризм в Крыму: вчера, сегодня, завтра», с которым познакомила Н.Я. Максимушкина, зав. сектором краеведческих изданий и библиографии отдела краеведения, КБУНБ им. И.Я. Франко (Симферополь). Очень эмоциональным было выступление «Грани поликультурного сотрудничества: традиции и инно­вации» Э.Р. Курталиевой, зав. методическим отделом ГБУК РК «Республиканская крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского» (Симферополь).

О современных коммуникативных практиках с  подростками и новых формах работы рассказала Е.П. Нутраченко, главный библиотекарь организационно-методического отдела ЦГБ им. JI.H. Толстого. Некоторые из них можно смело внедрять и в работу школьных библиотекарей.

Интересную, многогранную, творческую работу по патриотическому и нравственному направлению «Проектно-исследовательская деятельность школьной биб­лиотеки по краеведению» представила И.А. Евдокимова, педагог-библиотекарь ГБОУ города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 15».

Ученики школы  № 15 всегда активно участвуют в краеведческой исследовательской и проектной работе. Они представляли свои работы на конкурсах и конференциях различного уровня в Севастополе, Харькове, Москве, занимая призовые места. Темы исследовательских работ и проектов самые разнообразные, они охватывают различные периоды истории нашего города: «Пещерные храмы Крыма», «Флоренс Найтингейл», «Ангелы милосердия в годы Крымской войны», «Владимирский собор г. Севастополя – памятник воинской славы», «Никольские святыни Севастополя», «Святитель Лука», «Две обороны – две медали», «Это было как будто вчера. Т.А. Шевченко», «В объективе – подвиг лидера эсминцев «Ташкент», «Роль поисковых организаций в увековечении памяти защитников 35-й ББ», «Вспомним всех поименно: братская могила 35 ББ», «Труженик моря Александра Васильевича Буряченко», «Мой дедушка – мэр города Б.А. Кучер», «Легендарный учитель в погонах. А. А. Лысечко», «Павел Любимов. Жизнь не прервется, пока память хранит свет Вечного огня» и другие.

Учащиеся не только изучают литературу о родном крае, но и создают свои исследовательские работы и проектные продукты в различных форматах, которые пополняют краеведческий фонд библиотеки (видеоролики, эссе, архивы документов, записи мемуаров и т.п.).

Часто именно книга становится отправной точкой в выборе темы проекта. Так, идея написания работы «Ангелы милосердия в годы Крымской войны» была подсказана книгой «Сестры милосердия в Крымской войне 1853-1856 годов» (составитель Н. Колесникова), полученной школьной библиотекой в ходе акции «Подари библиотеке книгу». Работа на английском языке «Флоренс Найтингейл» стала возможной после встречи с Джереми Крýкшанком, потомком первой английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл, посетившим исторический клуб школы № 15 во время своего визита в Севастополь. Джереми оставил в подарок книгу «Найнтингейлы. Флоренс и ее семья», которая очень помогла в написании работы.

Темы проектов, с которым работает школьная библиотека, затрагивают не только историю, литературу, культуру Крыма, но и другие науки. Так, в 2014 год учащимися был создан проект по математике «История и современность Севастополя в прикладных задачах». В 2018 году выпускники 11-го класса завершили двухлетний проект по биологии «Ядовитые растения микрорайона школы № 15», создав карту опасных растений, брошюру с описанием этих растений и 4 буклета, которые распространялись среди учащихся школы.

Особо хочется остановиться на работах, посвященных 35-й береговой батарее.

Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. История города-героя Севастополя дает прекрасную возможность для воспитания патриотизма у молодежи.

В 2006 году работа по созданию Мемориального комплекса «35 береговая батарея» только начиналась, однако поисковая работа проводилась активно. Ученик 10-го класса Александр Лёвкин занял 1 место на Международной гуманитарной конференции «Вышгород» (Москва), представив исследовательскую работу о подвиге 35-й батареи и роли поисковых организаций в увековечении памяти защитников батареи (руководители: учитель истории Е.Н. Футорянская, заведующая библиотекой И.А. Евдокимова). В основу исследования легли воспоминания первых поисковиков, материалы раскопок, документы (в частности, «Памятка о работе с воинскими медальонами»), которые передал выпускник нашей школы 1977 года Александр Петров, руководивший одним из поисковых отрядов.

Ирина Анатольевна Евдокимова рассказала о кропотливой работе заинтересованных и неравнодушных ребят, которые выступили в роли инициаторов проектов, собиравших буквально по крупицам материалы для проектов, ведь именно проектно-исследовательская работа пробуждает у школьников стойкий интерес к краеведческой, исторической и мемуарной литературе. Она отметила: «Совместная проектная деятельность – это живая струя в жизни школы, позволяющая по-новому взглянуть и на обучающегося, и на педагога-библиотекаря. Школьная библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в проектной деятельности. Без информационной поддержки библиотеки и помощи библиотекаря с его опытом информационного специалиста ни один проект не может состояться. Такая деятельность не только возводит библиотекарей, на качественно иную ступень в школьной иерархии, но и налагает определенные обязанности, требует постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, повышать уровень эрудиции, профессиональной и общей культуры. Именно проектно-исследовательская работа позволяет вывести краеведческую работу в библиотеке образовательного учреждения на новый уровень».

Безусловно, все выступления коллег были интересны и полезны для библиотекарей всех ведомств, словом, школьным библиотекарям, было чем поделиться и чему поучиться.