Организованный ГБОУ ДПО СЦРО 21 марта 2018 года для учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности городской семинар-практикум «Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ и с детьми с инвалидностью в д/о учреждения дополнительного образования» состоялся на базе ГБС (к) ОШИ № 1 (директор Кондакова Е.И.).
Цель семинара – популяризация использования педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ в детском объединении.
Детское объединение «Общая физическая подготовка для детей с ОВЗ» (педагог дополнительного образования Ломакин Г.В.) функционирует на базе ОШИ № 1 согласно договору о совместной деятельности с ГБОУ ДО «Центр военно-патриотического воспитания учащейся молодежи» (директор Попов А.В.).
В работе городского семинара-практикума приняли участие Евдокимова Л.В., начальник отдела по развитию физической культуры и массового спорта, адаптированного спорта Управления по делам молодежи и спорта, Распаркина М.Г., учредитель Региональной физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация художественной гимнастики города Севастополя».
Выступлением «Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ: нормативные и технологические особенности разработки и реализации» методист СЦРО Смирнова Л.Г. открыла вступительную часть семинара.
Заместитель директора по УМР «ЦВПВУМ» Коротченко О.А. представила в презентации «Я – в профессии» педагога дополнительного образования Ломакина Г.В., аттестующегося на установление первой квалификационной категории.
Формирование и развитие физических качеств детей как одного из условий обеспечения здоровьесбережения и здоровьесозидания обучающихся о ОВЗ и инвалидностью является главной задачей педагога дополнительного образования детского объединения физкультурно-спортивной направленности.
Об особенностях работы с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью и путях достижения высокого уровня результативности обучения поделился педагог дополнительного образования Ломакин Г.В.
В основе взаимодействия с каждым ребенком с ОВЗ необходимо решение не только образовательных и воспитательных задач, но и выполнение двигательных коррекционных задач – основных и вспомогательных. Основными являются: развитие пространственной ориентировки и точности движений, корректировка мышечных усилий, формирование правильной осанки. К вспомогательным относятся: улучшение подвижности в суставах, улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений, развитие предметно-манипулятивной деятельности рук, формирование вестибулярных и антигравитационных реакций статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве, коррекция стоп при ходьбе.
Практическая часть семинара-практикума была представлена проведением учебного занятия, на котором обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью продемонстрировали участникам семинара упражнения на гимнастических снарядах.
Участники семинара-практикума познакомились с этапами учебного занятия, с методами обучения, в основе которых лежит способ организации деятельности обучающихся (методы выполнения упражнений для развития физических качеств, методы целостного упражнения). Присутствующие внимательно наблюдали за деятельностью педагога при выполнении детьми с ОВЗ и инвалидностью гимнастических упражнений на спортивных снарядах (бревно, брусья, кольца) и упражнения на батуте (индивидуально и в группах).
В заключительной части учебного занятия педагог Ломакин Г.В. подвел общий итог занятия с обучающимися, уделив внимание решению частных задач: начальной организации и психологической готовности детей к работе, развитию пространственной координации и содействию активизации внимания.
Участники семинара высоко оценили профессиональную компетентность педагога дополнительного образования Ломакина Г.В. в выборе типа и формы проведения учебного занятия, определения учебно-практических и творческих задач и способов их решения, положительно влияющих на динамику спортивных достижений.
Методист СЦРО Тужикова Е.В. и учителя-дефектологи при подведении итогов семинара сделали акцент на необходимость учитывать психофизические особенности категории детей с ОВЗ, для которых разрабатывается адаптированная программа. Необходимость этого аспекта связана с такими функциями образовательной программы как корригирующая, компенсаторская и развивающая.
С этой точки зрения адаптированная образовательная программа может стать инструментом преодоления кризиса осознания и переживания тяжелой жизненной ситуации, ресурсом, способствующим позитивной социальной адаптации и самореализации виктимной личности.
Эффективность образовательных результатов подтверждается успешным выступлением обучающихся педагога дополнительного образования Ломакина Г.В. на специальной олимпиаде для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, проходящей в городе Санкт-Петербурге. Воспитанники педагога Ломакина Г.В. завоевали серебряные и бронзовые медали, были награждены памятным знаком участника олимпиады, спортивным кубком и подарками.