26 февраля 2025 года на базе ГАОУ ПО ИРО (директор Е.И. Миргород) методистом И.Ю.Олейниковой был проведён городской семинар-практикум «Формирование навыков пользования библиотечными и информационными ресурсами школьной библиотеки».
Открыла семинар методист Ирина Юрьевна Олейникова, обозначив в своем выступлении важные функции общего образования, которые выполняют педагоги-библиотекари, актуальные задачи, которые стоят перед сотрудниками школьных библиотек: формирование фондов библиотек электронными и традиционными изданиями, привлечение детей к чтению, сотрудничество с библиотеками других ведомств, учреждений, формирований информационной грамотности обучающихся, участие в профессиональных конкурсах и др.
Ирина Юрьевна познакомила педагогов-библиотекарей с новыми электронными ресурсами, такими как «Детская онлайн библиотека», в которой собраны все произведения по школьной программе для всех возрастных категорий, «litra.ru», «Географический справочник», «Школьная математика», «Зуброминимум», энциклопедия «Кругосвет», «История РФ», «virtulab», в которой собраны книги по физике, биологии, химии, экологии, что решит проблему нехватки отраслевой литературы в школе, «Грамота.ру» – справочно-информационный портал по русскому языку, «Культура письменной речи» – познакомит с правилами русского языка, поможет в написании сочинений, здесь ребята найдут материалы для подготовки к ЕГЭ, «ХиМик» – большой справочник по химии. Все эти электронные ресурсы и платформы помогут юным читателям в решении всех проблем, обогатят их знаниями, разовьют речь и научат грамотно писать и излагать свои мысли.
Методист призвала педагогов-библиотекарей использовать достоверные информационные ресурсы из сети Интернет, такие как «ВебЛандия – лучшие сайты для детей», просветительский проект «ПроДетЛит», путеводитель по детским и подростковым книгам «Библиогид», медиатеку «СмотриРГДБ» и создавать собственные ресурсы: аннотированные и иллюстрированные картотеки, памятки, рекомендательные с писки, обзоры, интерактивные плакаты, планы, положения и другие официальные документы, размещать QR-коды, с помощью которых можно читать книги, обеспечить доступ к различным презентациям или другим информационным материалам.
Ирина Юрьевна также обратила внимание на опыт оренбургских педагогов-библиотекарей, их работу с библиотечными страницами: на разделы сайтов и их содержательное наполнение, так как в Севастополе у всех школьных библиотекарей есть возможность выкладывать информацию на библиотечных страницах, которые есть почти на всех школьных сайтах ОО.
На мероприятии О.И. Телеповой, педагогом-библиотекарей ГБОУ СОШ № 23 имени Б.А. Кучера», был представлен библиотечный урок по творчеству С.Я. Маршака. В ходе урока ребята познакомились с творчеством детского писателя, с книгами, которые ждут их на книжных полках библиотеки, инсценировали и выучили стихотворение «Багаж», продемонстрировали свои артистические способности, познакомились с прекрасным новым изданием произведений С.Я.Маршака, активно работали на уроке, дружно отвечали на вопросы педагога-библиотекаря и размышляли над вопросом: «Как правильно нужно перевозить животных в пассажирском транспорте?»
В работе библиотекаря прослеживается ответственное и творческое отношение к своей работе, видна систематическая работа с детьми начальной школы. Свое выступление Ольга Ивановна закончила стихотворением собственного сочинения. Приятно, когда в школьных библиотеках работают творческие и не равнодушные к детям коллеги.
Познавательно проводят масленичные дни читатели библиотеки СОШ № 37 имени Героя Советского Союза С.А. Неустроева: на мероприятиях ребята узнали что такое прялка, мочало, кукла Стригушка и научились изготавливать этих куколок. Об этом рассказала педагог-библиотекарь Полетаева Елена Владимировна. Интересен опыт педагога-библиотекаря и в работе с нейросетями. Читатели школьной библиотеки читали книги, составляли аннотированное описание к ним, а нейросеть отгадывала эти книги воплощенными рисунками, потому что ребята довольно четко передавали ей информацию о таких книгах, как «Маринка» Л. Пантелеева, «Блокадный хлеб» С.Алексеева, «Иван» В. Богомолова, «Бакенщик» К. Паустовского, «Батарейный заяц» Л. Кассиля и др.). Эта работа понравилась детям и увлекла их в таинственный мир нейросетей.
Завершила семинар Елена Геннадьевна Черепанова, педагог-библиотекарь СОШ № 44 имени В.В. Ходырева. Она рассказала об активной совместной работе с учителями-предметниками, о конкурсах, в которых принимают участие читатели школьной библиотеки («Найди своего героя») и занимают призовые места, о проведенных библиотечных уроках по составлению библиографических описаний на периодические издания и электронные ресурсы, которые вызвали интерес у детей, о работе с электронными базами данных. Завершило выступление педагога-библиотекаря трогательное прочтение стихотворения о блокадном Ленинграде ученика СОШ № 44 Бойченко Мирона.
Итоги семинара-практикума подвела И.Ю. Олейникова, методист ГАОУ ПО ИРО, она напомнила коллегам о масленичной неделе, раздала педагогам-библиотекарям сказки о Масленице и представила новую сказку современного автора, раздав кюар-коды и ссылки на это произведение. В завершении семинара методист угостила коллег вкусными блинами.