29 января 2025 года в Институте развития образования (директор Миргород Е.И.) был проведён городской теоретический семинар «Разработка и реализация инновационных библиотечных проектов, направленных на развитие у детей и юношества интереса к чтению».
Семинар открыла методист ГАОУ ПО ИРО Олейникова И.Ю, которая рассказала о проектной деятельности в условиях школьной библиотеки. Познакомила с основными задачами школьной библиотеки в условиях внедрения ФГОС, с формами, содержанием и тематикой проектов в школьной библиотеке, с основными понятиями проектной деятельности в школьной библиотеке, представила алгоритм работы над проектом в школьной библиотеке, напомнила, что к проектной деятельности надо относиться творчески с использованием новых методов и технологий обучения, которые должны формировать самостоятельную позицию учащегося, развивать универсальные учебные действия, активизировать познавательный интерес обучающихся, реализовывать связь обучения с жизнью. Методист обратила внимание на привлечение детей к чтению отраслевой литературы, которая поможет обучающимся расширить познавательные интересы детей и юношества. А школьный библиотекарь, сопровождая проектную деятельность, становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность детей, выступает в роли педагога широкого профиля: исследователя, экспериментатора, энтузиаста, специалиста, консультанта, научного руководителя, эксперта.
По завершении своего выступления методист провела анкетирование, которое позволило узнать, как часто школьные библиотекари включаются в проектную деятельность и сколько проектов разработано в школьных библиотеках города: никогда не участвовали в проектах – 40,6% педагогов-библиотекарей, сами не разрабатывали, но принимали участие в общешкольных проектах – 37,5%, самостоятельно разработали и реализовали 1 проект школьной библиотеки – 9, 3%, самостоятельно разработали за последние 3 года и реализовали от 2 до 4 проектов – 9,3%, систематически занимаются проектной деятельностью и реализуют несколько проектов, размещают свой опыт в сети Интернет – 3,3 % школьных библиотекарей.
Вывод очевиден: работа предстоит большая и творческая, требующая активности и актуальности тем проектной деятельности.
Становова Альбина Георгиевна поделилась со своими коллегами новыми и традиционными формами работы (квилт, квиз, «мешочек со сказками», час тихого чтения, конкурс Барона Мюнхгаузена, «Выкладывание карты на стол», «Литературный винегрет» и др.), которые оказались интересными и востребованными для ребят начальной школы и пятиклассников ОЦ «Бухта казачья». Дебют нового специалиста – педагога-библиотекаря Станововой А.Г. – удался. Приятно, когда в школьные библиотеки приходит творческий, энергичный, ответственный сотрудник, желающий всей душой различными формами и методами библиотечной работы привлечь к чтению юных читателей школьной библиотеки.
С креативными формами работы познакомила коллег Воробьёва Е.Ю., педагог-библиотекарь ОЦ «Бухта Казачья». Особенный интерес у школьных библиотекарей вызвали «Книжные жмурки», «Читать подано», «Буриме» и др. Евгения Юрьевна познакомила коллег с возможным использованием в своей работе нейросетей, ведь современное образование находится на перепутье инноваций, и одной из ключевых тенденций является интеграция искусственного интеллекта (ИИ) и нейронных сетей в учебный процесс.
Использование нейросетей в школьном образовании помогает учащимся развивать навыки, необходимые для работы в мире, где технологии искусственного интеллекта становятся все более распространенными, содействуют расширению доступа к образованию для людей с ограниченными возможностями, обеспечивая индивидуализированную поддержку для учеников с особыми потребностями, нейросети могут генерировать интерактивные уроки, адаптированные к конкретным учебным целям и стилю обучения. Это делает обучение более увлекательным и привлекательным для учеников.
Коллега отметила и такой факт, чтобы в школьных библиотеках дети и сотрудники могли в ногу идти со временем, необходимо оснащение школ современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, повышение квалификации учителей на протяжении всего учебного года, обобщение и распространения опыта педагогов, которые активно внедряют в практику инновации, повышение их заинтересованности в освоении компьютерных программ, разработке креативных уроков.
Полезным стало для школьных библиотекарей выступление Корсаковой М.В., заведующей отделом организационно-методической работы ЦГДБ им. А.П. Гайдара. Мария Валерьевна рассказала о нескольких проектах (гражданско-патриотический проект «Маленькие герои большой страны», «Мирный подвиг военных строителей», семейный проект «Зеленый фонарь», акция выходного дня «Вокруг книг», литературно-патриотический проект «Любить Родину по-Гайдаровски!», просветительский проект «Наш Пушкин – наш язык», проект «Лето-книга»). Некоторые изюминки из этих проектов можно смело включать в работу с детьми – читателями школьных библиотек, и педагогам-библиотекарям приятно было услышать несколько советов для дальнейшей работы с детьми в проектной деятельности от увлеченного своей работой человека.