13 декабря 2023 года в рамках курсов повышения квалификации для специалистов психологической службы и педагогов образовательных организаций методической службой ГАОУ ПО ИРО (директор Миргород Е.И) в режиме онлайн был проведен круглый стол на тему «Формирование благоприятного климата в образовательной организации: профилактика травли среди несовершеннолетних и социально-психолого-педагогическая помощь обучающимся в образовательных организациях и во временных коллективах (пункты временного размещения)»
В работе методического мероприятия приняли участие педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги образовательных учреждений, методисты ГАОУ ПО ИРО.
На круглый стол была приглашена Волобуева А.Б., главный специалист-эксперт отделения медико-психологического обеспечения отдела материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по городу Севастополю, референт ГГС РФ 1 класса.
Модератор круглого стола методист ГАОУ ПО ИРО Пудова Е.М. приветствовала участников, объявила цель, задачи, регламент мероприятия и осветила круг обсуждаемых вопросов на мероприятии:
1. Векторы и ориентиры формирования благоприятного климата
2. Основные направления взаимодействия специалистов психологической службы с классными руководителями, педагогами образовательных организаций по созданию благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе.
3. Возможности школьной службы медиации в формировании бесконфликтной и доброжелательной образовательной среды.
4. Эффективные формы и методы социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся по предупреждению травли, тревожности, агрессивного поведения среди несовершеннолетних, в том числе из числа целевых групп, с целью формирования благоприятного климата в образовательной организации.
5. Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся во временных коллективах с целью создания безопасной и комфортной среды.
Методист ГАОУ ПО ИРО Пудова Е.М. напомнила участникам мероприятия о теоретическом и практическом аспекте понятия «благоприятного социально-психологического климата» в детском коллективе и отметила его важную роль в образовательном процессе.
В выступлении Гребенец Л.А, начальника центра развития воспитательных систем ГАОУ ПО ИРО, был отражен механизм взаимодействия педагогов штаба воспитательной работы образовательных организаций со специалистами психологической службы для создания благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе.
Социальный педагог ГБОУ СОШ № 11 Карасевич К.А. представил материалы о деятельности школьной службы медиации и ее роли в формировании благоприятного климата в образовательных организациях.
Вопрос гармонизации детско-родительских отношений как целевого ориентира создания доброжелательной образовательной среды в образовательном учреждении ярко и эмоционально осветили педагоги ГБОУ СОШ № 48 – заместитель директора по воспитательной работе Дуженкова Е.В. и педагог-психолог Дмитриева В.В.
Участники круглого стола отметили, что для формирования благоприятного климата в образовательной организации необходимо использование эффективных форм и методов социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся по предупреждению негативных явлений в образовательной среде (тревожность, травля, агрессивное поведение).
Методист ГАОУ ПО ИРО Ефимова И.В. четко и последовательно рассмотрела вопрос оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и отметила важность методического сопровождения деятельности педагогов-психологов, направленной на профилактику травли среди обучающихся как неконструктивного способа совладения с базальной тревожностью.
О личном опыте эффективной практической работы по профилактике травли как важного фактора по созданию благоприятного климата для детей с ОВЗ, инвалидностью в начальной школе рассказала Анаятова А.Н., педагог-психолог ГБОУ СОШ № 18.
Сейтмеметова Ф.Р., социальный педагог ГБОУ СОШ № 26, представила позитивный опыт работы Совета профилактики в школе как инструмента социально-психологической работы при выявлении фактов травли, агрессивного поведения обучающихся в образовательной организации и осуществления воспитательной-профилактической работы с подростками «группы риска» для создания безопасной и доброжелательной образовательной среды.
Выступление Волобуевой А. Б., главного специалиста-эксперта отделения медико-психологического обеспечения отдела материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по городу Севастополю, референта ГГС РФ 1 класса, о содержании, специфике и этапах работы психолога в пунктах временного размещения (ПВР) было очень актуальным, содержательным и вызвало большой интерес участников круглого стола. Педагоги познакомились с видами психологической помощи в ПВР для обеспечения нормальной жизнедеятельности детского и взрослого населения и создания необходимого психологического комфорта в предлагаемых условиях.
По завершении круглого стола педагоги образовательных учреждений задали вопросы выступающим и заполнили анкету «обратной связи». Анализ анкет, полученных от участников круглого стола показал, что специалисты психологической службы и педагоги образовательных организаций позитивно оценили материал, представленный выступающими и отметили, что будут использовать его в своей работе.
Цель круглого стола была достигнута: состоялось обсуждение актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса по формированию благоприятного климата в образовательных организациях, предупреждению негативных явлений в образовательной среде и оказанию различных видов социально-психолого-педагогической помощи обучающимся в образовательных организациях и во временных коллективах (пункты временного размещения).