Институт развития образования

Сопровождение семьи в инклюзивной образовательной среде в рамках деятельности ППк

Сопровождение семьи в инклюзивной образовательной среде в рамках деятельности ППк

19.11.2024г.

12 октября 2024 года в рамках проведения «Недели семьи и «Недели психологии» в образовательных учреждениях города Севастополя методической службой ГАОУ ПО ИРО (директор Миргород Е.И.)  на базе ГБОУ СОШ № 38 имени Н.В.Челнокова (директор Захарченко О.П.) был организован и проведен семинар-практикум «Социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях инклюзивного образования»

Цель семинара: совершенствование профессиональных компетенций специалистов психологической службы по вопросам социально-психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях инклюзивного образования, в том числе оказания комплексной помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, инвалидностью, в рамках деятельности ППк образовательной организации.

В семинаре приняли участие молодые и малоопытные специалисты психологической службы (социальные педагоги, педагоги-психологи), руководители и члены творческих групп по сопровождению обучающихся с ОВЗ, руководители районных методических объединений.

Директор школы Захарченко О.И. тепло приветствовала участников семинара и пожелала плодотворной работы. Модератор семинара – методист ГАОУ ПО ИРО Пудова Е.М. отметила актуальность темы семинара, сообщила цель и  задачи методического мероприятия.

В теоретической части семинара перед участниками выступили специалисты комплексного сопровождения обучающихся «особых детей» и членов их семей в инклюзивном образовательном пространстве, руководитель «Школы молодого специалиста, методист ГАОУ ПО ИРО.

Улан В.А., социальный педагог ГБОУ СОШ № 14, руководитель творческой   группы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, инвалидностью, представила методический продукт творческой группы –  результаты исследования мотивационно-потребностной сферы субъектов образовательного процесса с целью оказания комплексной социально-психолого-педагогической помощи обучающимся  с ОВЗ, инвалидностью и членам их семей на разных уровнях обучения: в общеобразовательных организациях и учреждениях среднего профессионального образования. Данные материалы размещены на сайте ГАОУ ПО ИРО

С формами оказания психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ, инвалидностью, в рамках реализации комплексной программы работы с семьями (методический продукт творческой группы) познакомила Анаятова А.Н., педагог-психолог ГБОУ СОШ № 18, руководитель творческой группы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ, инвалидностью. Методический продукт творческой группы размещен на сайте ГАОУ ПО ИРО.

Рудяк Е.В., социальный педагог ГБОУ СОШ № 38, руководитель «Школы молодого специалиста», раскрыла эффективные формы коммуникации специалистов ППк с родителями «особенных детей» по вопросам обучения, воспитания в инклюзивном пространстве и представила социально-приемлемые формы общения с родителями.

Методист ГАОУ ПО ИРО Пудова Е.М. раскрыла роль ППк образовательной организации в разработке программы комплексной помощи ребенку с ОВЗ и его семье в инклюзивном образовательном пространстве в рамках междисциплинарного взаимодействия специалистов консилиума и педагогов образовательной организации.

Практическая часть семинара состояла из 2-х частей: мастер-класса и практической работы специалистов в группах.

В первой части участникам семинара был представлен мастер-класс, подготовленный специалистами ППк ГБОУ СОШ № 38, на тему: «Порядок проведения заседания ППк ОО: взаимодействие педагогов по разработке общей стратегии помощи ребенку и его семье». На мастер-классе была смоделирована педагогическая ситуация об оказании помощи обучающемуся 2 класса в целях профилактики школьной дезадаптации. Педагогами была детально рассмотрена технология проведения заседания школьного консилиума. Специалистами ППк были даны развернутые педагогические, социально-педагогические, психолого-педагогические и логопедические представления на обучающегося 2 класса в присутствии «родителя». Председатель школьного консилиума представил коллегиальное заключение ППк и ознакомил «родителя» с алгоритмом совместной деятельности для оказания комплексной помощи ребенку и его семье по преодолению школьной неуспешности, стабилизации эмоционально-волевой сферы в целях сохранения физического и психологического здоровья ребенка. «Законный представитель» обучающегося согласился с рекомендациями специалистов ППк и выразил готовность к сотрудничеству с педагогами.

Данный мастер-класс позволил молодым и малоопытным специалистам ознакомиться с практическим опытом работы специалистов ППк по комплексному сопровождению детей с особыми образовательными потребностями в образовательной организации.

Практическая работа с педагогами в группах была нацелена на использование приемов эффективной коммуникации при индивидуальном и групповом консультировании родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, инвалидностью. Были рассмотрены ситуации «этичного» и «неэтичного» взаимодействия с родителями в инклюзивной образовательной среде по различным вопросам оказания комплексной помощи обучающемуся с особыми образовательными потребностями и его семье.

Семинар-практикум прошел в деловой, конструктивной обстановке и состоянии высокого психологического комфорта. Обратная связь, полученная от специалистов, показала, что теоретические знания и практический опыт работы, представленный на семинаре, будет использован специалистами, так как вопросы оказания комплексной помощи ребенку с ОВЗ и его семье в рамках ППк актуальны и востребованы в современной образовательной среде.