Институт развития образования

Предмет обсуждения – пути и средства повышения качества естественнонаучного и математического образования

Предмет обсуждения – пути и средства повышения качества естественнонаучного и математического образования

25.08.2024г.

В традиционных августовских педагогических чтениях в городе Севастополе приняли участие 314 учителей физики, химии, биологии, математики и информатики общеобразовательных организаций.

Об актуальных проблемах методики преподавания предметов естественнонаучного и математического циклов в школе, примерах использования современных технологий и методов обучения, способствующих повышению качества образования, велся оживленный разговор на секции «Естественнонаучное и математическое образование», проходившей в ГБОУ «ШКОЛА ЭКОТЕХ+» (директор Салпук Ю.В.).

Началась работа площадки с приветствия и онлайн-выступления директора Физтех-школы прикладной математики и информатики (г. Москва), доктора физико-математических наук Райгородского А.М. об особенностях преподавания и методического сопровождения учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФОП ООО и ФОП СОО», тесной связи разделов математики с окружающим миром как на этапе введения математических понятий, так и в ходе использования полученных результатов.

О новшествах в системе общего образования в 2024/2025 учебном году рассказала в своем выступлении «Школьное образование: новые ориентиры, направления, возможности» главный специалист отела мониторинга оценки качества образования, анализа и прогноза Управления государственной политики в сфере оценки качества образования Департамента образования и науки города Севастополя Гаджиева В.А.

На секции «Актуальные вопросы преподавания физики в условиях реализации обновленных ФГОС» были рассмотрены вопросы совершенствования физического образования: особенности преподавания физики в 2024/2025 учебном году в условиях внедрения обновленных ФГОС и ФООП, развитие технического мышления учащихся на уроках физики, организация совместного творчества учителей, обучающихся и их родителей, ресурсы для обеспечения профильного обучения. В роли спикеров выступили заместитель директора по УВР, учитель физики ГБОУ СОШ № 33 Волнянкина А.А., преподаватель физики ФГКОУ НВМУ МО РФ (СПКУ) Крочак О.Н.

Продемонстрировали эффективные педагогические практики   учителя физики Прокопенко А.В. (СОШ № 57), Сафроненко Н.И. (СОШ № 58), Нестеренко О.В. (гимназия № 24).

Участники отметили значимость рассматриваемых вопросов: проведения уроков в соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов, работы с детьми с высоким уровнем мотивации, методики обучения физике, обеспечивающей успешность выпускников на итоговой аттестации.

На секции «Обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Химия» об особенностях изучения предмета в новом учебном году, об использовании современных педагогических технологий на уроках химии с целью социального и личностного роста обучающихся рассказала учитель химии СОШ № 30 Губина Г.В.< strong>

Мастер-классы по работе во ФГИС «Моя школа», по подготовке к ЕГЭ по химии, по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время показали учителя химии СОШ № 25, 9, гимназии № 1 Цысь И. В., Касьян Е.Ю., Зубенко В.А., Змиевская А.А., методист ГАОУ ПО ИРО Зубенко В.А.

На секции «Актуальные вопросы преподавания биологии в контексте ФОП, обновленных ФГОС» в выступлениях спикеров – Струковой М.М., ведущего методиста АО «Издательство Просвещение»; Кучмий Е.В., председателя предметной комиссии ЕГЭ по биологии, учителя биологии ГБОУ СОШ № 29; Поднебесной В.А., председателя предметной комиссии ОГЭ по биологии, учителя биологии ГБОУ СОШ № 22 – прозвучали особенности преподавания биологии в следующем учебном году, задачи и пути совершенствования подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии, методического сопровождения углубленного изучения предмета в основной и средней школе.

Практикумы по формированию экологической грамотности учащихся и привлечению родителей учащихся к организации учебной и внеурочной деятельности по биологии провели Кожух В.А., методист ГБОУ ДО ЦЭНТУМ; Гордеева А.Ю., методист ГАОУ ПО ИРО.

Учителя математики общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций города Севастополя работали на секции «Математическое образование как основа высокотехнологичной экономики России».

В выступлении «Современные вызовы и трансформация математического образования: пути и решения развития суверенной системы математического образования» Шириной Л.В., доцента кафедры естественнонаучных дисциплин, математики и информатики ГАОУ ПО ИРО, была высказана заслуживающая внимание педагогов-практиков идея о  новом подходе к изучению, познанию и освоению математики с позиции современных глобальных изменений, которые привели к востребованности нового человек, способного решать очень сложные и многоуровневые задачи.

2024 год был уникальным для Севастополя: 10 выпускников написали ЕГЭ по профильной математике на 100 баллов. Причем, как отметила Торская Е.В., председатель предметной комиссии ЕГЭ по математике, учитель математики ГБОУ СОШ № 6, рост значительный – и по среднему тестовому баллу, и по доле высокобалльников, и по числу показавших максимальный результат по предмету.

На секции «Реализация требований обновленных ФГОС в работе учителя информатики» огромный интерес вызвали выступления Босовой Л.Л., члена-корреспондента РАО, Заслуженного учителя РФ, автора УМК по информатике для основной и старшей школы, заведующего кафедрой теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики МПГУ (г. Москва), доктора педагогических наук, об особенностях изучения информатики на базовом и углубленном уровне в новом учебном году»; Салтыковой М.В., учителя информатики ГБОУ «Гимназия № 1 им. А.С. Пушкина» об анализе ЕГЭ по информатике 2024 года, задачах и путях совершенствования подготовки учащихся в следующем учебном году.

Учителя информатики отметили содержательность и практикоориентированность презентации эффективной практики «ФГИС «Моя школа»: основные образовательные возможности», проведенной учителем информатики ГБОУ «Гимназия № 1 им. А.С. Пушкина» Степаненко Е.Ф., мастер-класса «Педагогический проект» (мастер –  Иванилова О.А., заместитель директора по УВР, учитель информатики ГБОУ СОШ № 60 имени Героя Советского Союза В.С.Пилипенко).

На подведении итогов работы площадки представители секций и эксперты дали хорошую оценку выступлениям и мастер-классам, поблагодарили ответственных за работу секций, модераторов и активных участников работы секций, озвучили интересные идеи и предложения по совершенствованию преподавания естественнонаучных и математических дисциплин.