23 августа на площадке «Искусство» региональных августовских педагогических чтений в ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 имени Ю.А. Гагарина» (директор Иликбаева А.Е.) собрались более 120 учителей музыки, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, черчения, педагогов дополнительного образования художественной направленности, педагогов-библиотекарей и библиотекарей общеобразовательных организаций города Севастополя.
Началась работа площадки с выступления «Школьное образование: новые ориентиры, направления, возможности» Черновой Т.П., главного специалиста отдела мониторинга оценки качества образования, анализа и прогноза Управления государственной политики в сфере оценки качества образования Департамента образования и науки города Севастополя.
Ответственные за работу площадки и секций – сотрудники ГАОУ ПО «Институт развития образования»: начальник центра современных образовательных ресурсов и качества образования Блажко Л.Г., методист Волкова Л.И., старший методист Перова Е.А.; методист Олейникова И.Ю.; модераторы: Скрыпнюк М.Л., учитель музыки и МХК ГБОУ СОШ № 44; Репина Л.О., учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ № 32, – обеспечили качественное проведение установочного интенсива и интерактивную работу на секциях.
На секции «Обновление содержания преподавания музыки в условиях реализации обновленных ФГОС» учителя и педагоги дополнительного образования слушали и обсуждали выступления спикеров Сергеевой Г.П., канд. пед. наук, доцента, чл.-корр. международной академии наук педагогического образования, заслуженного учителя РФ, руководителя проектов УМК «Музыка» (1-8 классы) ГК «Просвещение»; Волковой Л.И., методиста ГАОУ ПО ИРО, об основных задачах и особенностях преподавания музыки и МХК в 2024/2025 учебном году в условиях перехода на обновлённый ФГОС НОО и ООО, учебно-методическом обеспечении.
Большой интерес у участников педагогических чтений вызвали мастер-классы учителя музыки ГБОУ СОШ № 44 Скрыпнюк М.Л. («Формирование семейных традиций педагогической преемственности в династии семьи Скрыпнюк М..Л.»), учителя музыки ГБОУ «Билингвальная гимназия № 2» Старочкиной А.С. («Система подготовки учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по искусству (МХК) как одно из приоритетных направлений современного образования»; учителя музыки ГБОУ СОШ № 50 Головиной Е.С. («Развитие творческих способностей детей в вокально-хоровой деятельности»); учителя музыки ГБОУ СОШ № 60 Врабие Н.И. («Творческий учитель – творческий ученик»).
Актуальные вопросы совершенствования преподавания изобразительного искусства и черчения, применения эффективных инструментов достижения планируемых результатов ФОП осветила в своем выступлении на секции «Сохранение и развитие отечественных ценностей и традиций в художественно-графическом образовании» Неменская Л.А., заместитель руководителя Управления непрерывного художественного образования ИНО ГАОУ ВО МГПУ, канд. филос. наук, проф., почётный член Российской академии художеств, почётный работник образования РФ, лауреат Премии Президента РФ в области образования, член ВТОО «Союз художников России», член Правления московского отделения Всероссийской ассоциации искусствоведов (АИС), руководитель Представительства МСПХ в Москве и Московской области.
Эффективными педагогическими практиками поделились учителя изобразительного искусства и черчения СОШ № 9, ОЦ «Бухта Казачья», гимназии № 8, «ШКОЛА ЭКОТЕХ+: Чередниченко Н.В. («Активность и результативность участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах»), Терентьева Е.Ю. («Учитель изобразительного искусства как педагог-художник (творческий портрет учителя)»), Сапенюк В.Н. («Мобильный натюрморт как приём создания декоративной композиции», Жучкова Е.В. («Шрифтовые композиции как инструмент развития творческого потенциала школьников»).
Работа секции «Библиотека и семья: грани взаимодействия» началась кратким экскурсом традиций семейного чтения конца XIX – начала XX века, который провела Ганжа И.С., ведущий библиотекарь Отдела редкой книги Ялтинской центральной городской библиотеки им. А.П. Чехова.
Продолжением разговора о семейных традициях было выступление «Роль библиотеки в возрождении и поддержании семейных традиций» Доманской О.А., заведующей библиотекой-филиалом № 6 Центра семейного чтения и досуга ГБУК г. Севастополя «Региональная информационно-библиотечная система».
Активно кипит работа во многих школьных библиотеках, особенно в тех, в которых трудятся неравнодушные коллеги, способные зажечь юные сердца детей разнообразием форм, заставляющих не только читать, но и думать, искать, открывать новые страницы неизведанного и неизвестного. Одним из таких представителей крымского сообщества школьных библиотекарей является Воротынцева Е.Р., педагог-библиотекарь Ялтинской школы № 7 имени Нади Лисановой. И сегодня она снова поделилась с севастопольскими педагогами-библиотекарями опытом работы со своими учениками, читателями школьной библиотеки по теме «История школы в улицах, домах и людях». Елена Рафаиловна также представила опыт своих коллег из МБОУ «Ялтинская школа № 6» – педагога-библиотекаря Шевелёвой Н.В. и учителя изобразительного искусства Александровой А.В. – по теме «Семья, традиции и мечты: бинарный урок по книге А. Гайдара «Чук и Гек».
Как же тяжело порой, найти книгу для подростка, увлечь его в мир знаний и приключений. Какую форму работы придумать, чтобы тихая библиотека превратилась в «улей», в котором постоянно трудятся над книгой юные читатели – «пчелки». О современных формах работы школьной библиотеки, способствующих продвижению чтения и книги, о новых, современных книгах и авторах, увлекающих читателей в царство книг, рассказала педагог-библиотекарь ГБОУ города Севастополя «Гимназия № 7 имени В.И. Великого» Гринева А.В.
На секции опыт работы с детьми, их родителями, бабушками и дедушками представили не только асы библиотечного дела, но и молодые специалисты. Таким увлеченным человеком, любящим детей и свою работу, активно сотрудничающим с родителями по развитию творческих способностей их детей, является педагог-библиотекарь билингвальной гимназии № 2 Нагаева И.В. Её выступление не вызвало сомнения в том, что библиотека гимназии № 2 станет и творческой площадкой, и семейной театральной студией, что безусловно привлечет к сотрудничеству много-много активных читателей и их родителей.
Эксперты – Морева О.Л., заведующий кафедрой развития личности ребенка ГАОУ ПО ИРО, канд. пед. наук; Рыбак Е.В., доцент кафедры развития личности ребенка ГАОУ ПО ИРО, канд. пед. наук, доцент; Доманская О.А., заведующий библиотекой-филиалом № 6 Центра семейного чтения и досуга ГБУК г.Севастополя «Региональная информационно-библиотечная система» – участвовали в обсуждении лучших педагогических практик, анализировали предложения и инициативы учителей, подвели итог работы секций.