Институт развития образования

Объединяем усилия по оказанию качественной и доступной психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений

Объединяем усилия по оказанию качественной и доступной психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений

23.08.2024г.

Более 200 педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, тьюторов, представителей родительских комитетов образовательных организаций города Севастополя приняли участие в работе площадки «Психолого-педагогические практики» региональных августовских педагогических чтений, проходившей 22 августа в ГБОУ «Образовательный центр «Бухта Казачья» имени 810-й отдельной гвардейской орденов Жукова, Ушакова бригады морской пехоты»» города Севастополя (директор Донцова Т.В.).

Возникновение разнообразных проблем в детской и подростковой среде, связанных с социокультурными феноменами, поведенческими особенностями, проявлениями травли в образовательной среде, зависимое и рискованное поведение требуют своевременного выявления и разрешения. Этому способствуют мероприятия по реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Министерством просвещения РФ 18 июня 2024 года (далее – Концепция). 

Демонстрации и анализу эффективных психолого-педагогических практик, способствующих решению задач Концепции, были посвящены выступления спикеров и мастер-классы 3 секций площадки «Психолого-педагогические практики».

Участников педагогических чтений поприветствовала Полонская И.А., начальник отдела воспитания и дополнительного образования Управления образования Департамента образования и науки города Севастополя. В своем выступлении на установочном семинаре она рассказала о своевременном выявлении неблагополучия в семье как целевом ориентире повышения качества обучения и воспитания.

В работе площадки приняла участие Уполномоченный по правам ребенка в городе Севастополе Песчанская М.Л., которая ознакомила участников педагогических чтений с реализацией стратегических программ Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка М. А. Львовой-Беловой в городе федерального значения Севастополе.

О подготовке будущих педагогов-психологов к работе с обучающимися и их родителями (законными представителями) рассказала Султанова И.В., доцент кафедры «Психология» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», канд. психол. наук.

Продуктивную работу площадки и секций обеспечили сотрудники ГАОУ ПО «Институт развития образования»: начальник центра информационно-аналитического обеспечения Пиктурнене В.Н., методисты Ефимова И.В., Пудова Е.М., старший методист Тужикова Е.В., а также модераторы: педагог-психолог ГБОУ «Гимназия № 5» Печерская М.М., социальный педагог ГБОУ ПО САСТ Семиченко П.Н., учитель-дефектолог ГБДОУ «Детский сад № 33» Закревская И.Ю.

На секции «Психолого-педагогические практики сопровождения обучающихся и родителей (законных представителей)» спикеры – Фроляк Е.С., главный специалист отдела воспитания и дополнительного образования Управления образования Департамента образования и науки города Севастополя, Печерская М.М., педагог-психолог ГБОУ «Гимназия № 5», главный внештатный психолог в системе образования города Севастополя, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ, – определили содержание деятельности педагогов-психологов образовательных организаций (далее – ОО) по сопровождению обучающихся и родителей (законных представителей) в соответствии с региональным планом развития психологической службы ОО до 2030 года.

Большой интерес вызвала у педагогов-психологов практическая часть секции, которая включала разнообразные формы презентации эффективных педагогических практик:

– кейс «Психолого-педагогическое общение педагогов с обучающимися и родителями (законными представителями) из семей участников (ветеранов) СВО» (Анаятова А.Н., педагог-психолог ГБОУ СОШ № 18);

– мастер-класс «Развитие коммуникативных компетенций педагогов, необходимых для построения диалога с обучающимися и родителями (законными представителями) с учетом преемственности в образовательном учреждении» (Казеева М.Н., педагог-психолог ГБОУ СОШ № 19; Плисс Е.Ю., педагог-психолог ГБДОУ «Детский сад № 127»);

– мастер-класс «Проектирование «Дневника самооценки» в профилакти-ческой работе с подростками, родителями (законными представителями)», направленной на укрепление жизнестойкости» (Шпаковская Ю.С., педагог-психолог ГБОУ СОШ № 25);

– дискуссия «Сопровождение обучающихся ГБДОУ в процессе преодоления тревожности в периоды адаптации в сложных жизненных ситуациях» (Чернецкая Ю.А., педагог-психолог ГБДОУ «Детский сад № 88»).

В работе секции «Эффективные формы и методы работы с семьей в рамках социально-педагогического сопровождения образовательного процесса» приняли участие Уполномоченный по правам ребенка в городе Севастополе Песчанская М.Л., начальник отдела воспитания и дополнительного образования Управления образования Департамента образования и науки города Севастополя Полонская И.А., руководитель НКО «Подростковое пространство» Печникова М.А., специалист регионального аппарата «Движения Первых» города Севастополя Рожко Л.К., председатель Городского родительского комитета Севастополя, член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Майко Е.В.

Спикеры секции отметили важность использования эффективных педагогических практик в работе по социально-психолого-педагогическому сопровождению обучающихся и родителей в современных условиях образования:

 – Рожко Л.К. отметила, что деятельность детской организации «Движение Первых» является эффективной альтернативой негативной среде в воспитании молодежи;

– Вопрос взаимодействия образовательных учреждений и НКО «Подростковое пространство» в оказании помощи подросткам осветила Печникова М.А.;

– Майко Е.В. подчеркнула важность взаимодействия педагогов с семьями учащихся по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных семейных ценностей.

Участникам секции был представлен «калейдоскоп эффективных педагогических практик», используемых социальными педагогами образовательных учреждений при работе с обучающимися и семьями в рамках социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Свои педагогические практики представили:

– Аредакова А.И., социальный педагог ГБОУ СОШ № 6 (мастер-класс «Формирование и сохранение традиционных семейных ценностей в рамках деятельности творческой группы»);

– Шашкова О.В., социальный педагог ГБОУ СОШ № 34 (интерактивное занятие по оказанию социально-педагогической помощи родителям обучающихся 5-х классов к новым условиям обучения в школе в рамках тренингового занятия «Первый раз в пятый класс!»);

– Шадрин В.Р., социальный педагог ГБОУ ПО СПХК (интерактивное выступление «Особенности социально-педагогической поддержки обучающихся ПОО, оставшихся без попечения родителей, в том числе из семей участников СВО»);

– Семиченко П.Н., социальный педагог ГБОУ ПО САСТ; Теверовская З.А., социальный педагог ГБОУ СОШ № 36 (практикум для педагогов «Эффективные формы коммуникации специалистов с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, инвалидностью»).

На секции «Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы»< strong> выступила методист-эксперт АО «Издательство "Просвещение"»< strong> Виноградова О.В. по теме «Семья и школа. Воспитание со знаком «плюс».

Высокий уровень профессионализма показали в ходе презентации и демонстрации конкретных методов коррекционно-развивающей работы, обучения детей с ОВЗ на мастер-классах специалисты психологической службы ОУ:

– ГБДОУ «Детский сад № 22»: Литовченко А.Г. (учитель-дефектолог), Кулаковская В.В. (педагог-психолог) – «Инновационные методы коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ в совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога»;

– ГБС(к)ОУ ОШИ № 6: Роман Е.А. (учитель-дефектолог) – «Методы овладения логическими формами мышления обучающимися с ОВЗ посредством геометрических головоломок-конструкторов»;

– ГБДОУ «Детский сад № 40»: Филиппова Е.Б. (учитель-логопед), ГБОУ СОШ № 29: Куптей С.Г., учитель-логопед – «Методы, приемы дистанционной работы педагогов при организации обучения детей с ОВЗ ДОУ и СОШ, консультирования родителей».

По окончании работы площадки эксперты – Морева О.Л., заведующий кафедрой развития личности ребенка ГАОУ ПО ИРО, канд. пед. наук; Рыбак Е.В., доцент кафедры развития личности ребенка ГАОУ ПО ИРО, канд. пед. наук, доцент; Курбангалиева Ю.Ю., доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО СевГУ, канд. пед. наук, – поблагодарили специалистов психологической службы ОО за новые интересные идеи, эффективные психолого-педагогические практики, представленные на секциях, обобщили предложения в проект резолюции августовского совещания работников образования Севастополя.