Государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Институт развития образования» совместно с Департаментом образования и науки города Севастополя 21 марта 2024 года провёл III межрегиональный форум «Наставничество: от модели к реализации»
Форум проводился с целью трансляции лучшего опыта наставничества в системе образования города Севастополя и других регионов России, повышения престижа профессии педагога. В десяти секциях пяти площадок Форума работали 304 представителя 10 регионов страны, в том числе из Херсонской области.
Также в работе Форума принимали участие финалисты и победители регионального и федерального этапов конкурса «Флагманы образования» 2023 года. Дорохов Михаил Ильич, старший преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах) ФГБВОУ ВО «ЧВВМУ имени П.С. Нахимова», победитель регионального и федерального этапов конкурса «Флагманы образования» 2023 г., был модератором. Никитинская Алёна Алексеевна, финалист проекта конкурса «Флагманы образования», в этот раз пробовала себя в роли спикера и модератора площадки «Молодые – молодым».
О современных векторах развития системы наставничества, цифровых ресурсах и новых форматах взаимодействия с докладом выступила Ладилова Надежда Анатольевна, начальник управления профессионального развития педагогических работников Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» города Москвы.
О развитии педагогического наставничества в региональной системе научно-методического сопровождения на примере Свердловской области рассказала Марина Валерьевна Бывшева, директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Уральского государственного педагогического университета, эксперт проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» из города Екатеринбурга.
В целом мероприятие было направлено на решение актуальных задач развития целевой модели наставничества в образовательных организациях: на продвижение эффективных практик и программ наставничества, на обмен опытом педагогов и руководителей образовательных организаций, на создание и организацию среды партнерского взаимодействия координаторов и кураторов наставничества, на выявление эффективных путей преодоления проблемных зон в осуществлении наставничества.
Так, концепцию, модель и перспективы развития реверсивного наставничества в образовательной организации раскрыла в своём выступлении гостья из Екатеринбурга Кругликова Галина Александровна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории России, директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». Опыт реализации модели «классный руководитель-классный руководитель» в реверсивном наставничестве осветили представители ГБОУ Петергофская гимназия императора Александра II (г. Санкт-Петербург) Бойко Татьяна Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (куратор по наставничеству), учителя Куницина Лариса Валентиновна и Петрова Любовь Александровна.
О том, чему можно научиться у молодого педагога в ходе реверсивного наставничества, рассказали гости из г. Чебоксары – Майрина Альбина Николаевна, Почетный работник образования РФ, заслуженный учитель Чувашской Республики, и Григорова Людмила Маринова, учителя МБОУ «СОШ № 2». Современные подходы к наставничеству в системе воспитательной работы раскрыла педагог-психолог ОГБОУ Гимназия №1 города Ульяновска Тарасова Евгения Николаевна.
Содержание работы «Школы молодого педагога» как одной из форм повышения мастерства начинающих педагогов раскрыли в своем выступлении педагоги ГБДОУ детский сад №29 Петродворцового района Санкт-Петербурга Щепкина Татьяна Александровна и Мильчакова Светлана Николаевна.
Руководитель ЦНППМ ПР ГБОУ ИРО Краснодарского края Забашта Елена Георгиевна и старший методист центра Чувирова Наталья Петровна поделились региональным опытом работы с молодыми педагогами в рамках деятельности «Школы наставника». Особый отклик у участников Форума вызвало выступление, в котором опытом влияния наставничества на профессиональный рост молодого специалиста поделилась Есина Елена Александровна, ректор ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования», абсолютный победитель молодёжной премии в номинации «Наставник молодых».
Наставничеству как драйверу развития школ с низкими образовательными результатами уделила внимание в своём выступлении Медник Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, руководитель ЦНППМ г. Великий Новгород. Особенности реализации программы наставничества по модели «учитель-учитель» в условиях школы-интерната для слепых и слабовидящих раскрыла в своём выступлении гостья из Санкт-Петербурга Кускова Мария Вячеславовна, педагог-психолог ГБОУ школа-интернат №1 им. К.К. Грота. С выступлением «Наставничество как инициатива стимулирования профессиональных отношений» приняли участие в Форуме Чернова Татьяна Евгеньевна, учитель географии МБОУ «Мариинская гимназия», Почетный работник воспитания и просвещения РФ, и Атареева Кристина Николаевна, учитель географии МБОУ «Губернаторский лицей №101 им. Ю.И. Латышева» (г. Ульяновск). Педагог ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга Герасимова Татьяна Андреевна рассказала о наставничестве в творческом объединении «Дизайн как профессия».
Филимонова Елена Леонидовна, начальник ЦНППМ ПР ГАОУ ПО ИРО, ознакомила участников Форума с результатами регионального конкурса презентаций лучших практик по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях Севастополя.
По итогам работы Форума на секциях были разработаны и внесены предложения в дорожную карту развития ЦМН. Участникам также было предложено оценить работу Форума, поделиться своими эмоциями, выразить своё отношение к полученной информации.
С материалами Форума можно ознакомиться, пройдя по ссылке: https://cnppmsev.obrcrimea.ru/mer_centra