14 февраля 2024 года в режиме онлайн методистом ГАОУ ПО ИРО Олейниковой И.Ю. был проведен вебинар «Семья – всему начало: организация работы библиотеки по семейному направлению» для педагогов-библиотекарей и библиотекарей общеобразовательных организаций.
Вебинар открыла методист И.Ю. Олейникова выступлением «Школьная библиотека и семья: грани взаимодействия», в котором рассказала о традициях семейного чтения, вошедшего в быт русского народа еще со времен Владимира Мономаха с его сочинениями, уникальными памятниками древнерусской литературы, напомнила коллегам о разнообразных формах работы с книгой и родителями, о совместном сотрудничестве библиотеки и родителей в деле воспитания грамотного и вдумчивого читателя, о семейном чтении, которое способствует установлению более близкого внутрисемейного общения между людьми разных поколений, о совместных мероприятиях, которые сплачивают семьи, об умных книгах, которые нужны для воспитания грамотных читателей, в качестве примера представила книгу А. Жвалевского и Е. Пастернак «Правдивая история Деда Мороза», события которой разворачиваются в историческом промежутке с 1912 года по сегодняшний день. История нашей страны, подвиги людей, домашние праздники и традиции, достижения страны – это и многое другое ожидает читателей на страницах замечательной мудрой книги.
Методист выделила несколько направлений деятельности школьной библиотеки по семейному воспитанию, напомнила о Концепции государственной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и о задачах по содействию в развитии воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи, напомнила о направлениях работы с семьей школьной библиотеки.
Л.Н. Шихат, педагог-библиотекарь ОШИ № 6 имени И.Е. Петрова, представила свой опыт работы с родителями, аналитическую деятельность библиотеки интерната, напомнила школьным библиотекарям о видах семейного чтения, представила советы для родителей и памятки для семейного чтения, алгоритмы работы с книгой, примерный список книг о семье, познакомила коллег с приложением к журналу «Читайка», в котором собрано много полезных советов для родителей по возрождению семейного чтения. Людмила Николаевна посоветовала педагогам-библиотекарям начинать работу с детьми и их родителями с книг наших классиков: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и других. В качестве примера посоветовала прочитать короткий рассказ Валентины Осеевой «ПЕЧЕНЬЕ». При всей краткости он, как и любой другой рассказ этого автора, содержит большой материал для разговора с ребенком о человеческих отношениях в семье, об эгоизме и щедрости. Чтение рассказа отнимает 5 минут, а обсуждать его можно долго. Рассказы В. Осеевой не так просты, как кажутся на первый взгляд. Названия их часто обманчивы. Они лишь своего рода загадка, которую читателю нужно разгадать и подумать над ней.
Педагог-библиотекарь познакомила коллег с социально-аналитическим паспортом школы по состоянию на конец 2023 года, в котором видна четкая картина сложной и ответственной работы всего педагогического коллектива с непростыми семьями воспитанников интерната.
Интересные проекты библиотек разных регионов нашей страны, посвященные Году семьи, представила Т.В. Подлесная, педагог-библиотекарь СОШ № 45 с углубленным изучением испанского языка имени В.И. Соколова: «Детская чайная читальня» (Свердловская область), «Семь слагаемых семьи» (ЦБС г. Северодвинска), «Креативная семейная фотография» (Псковская область) и др.
И.П. Михальченко, педагог-библиотекарь ГАОУ ПО ИРО, в своём выступлении «Все начинается с семьи» представила обзор новых книг современных авторов, который вдохновил работников школьных библиотек на комплектование новой литературой для детей-подростков, напомнила о классиках отечественной педагогики: Ш. Амонашвили («Искусство семейного воспитания»), А.С. Макаренко («Книга для родителей»), В.А. Сухомлинский («Родительская педагогика», «Мудрость родительской любви (письма к сыну)»).
Интересные книги были подобраны педагогом-библиотекарем в разделе «Семейное воспитание в художественной литературе для детей и подростков 21 века», никого не оставила равнодушным серия книг по тематике «Тема отцов и детей в современной русской литературе для юношества», которая была представлена замечательными современными авторами: Тамарой Михеевой, автором книг для детей и подростков, обладательницей множества литературных наград в области детской литературы, лауреатом национальной премии «Заветная мечта» и конкурса художественных произведений для подростков имени Сергея Михалкова («Янка», «Доплыть до грота», «Не предавай меня!», «Лёгкие горы» и др., Юлией Кузнецовой «Где папа?», «Каникулы в Риге», «Фонарик Лилька» и др., Юлией Линде «Литеродура»).
В последние годы буллинг стал предметом обсуждения психологов, педагогов, юристов. Эта тема стала предметом пристального изучения и современных писателей. Они скрупулезно исследуют особенности поведения, характера, мировоззрения детей, которые становятся жертвой травли. И молодые писатели не остались в стороне, изучая эту тему, например, Дарья Доцук («Невидимый папа», «Домик над обрывом», «Мандариновая пора» и др.).
В русской литературе тема насилия в семье обсуждать было не принято («советская семья – образцовая»). На фоне всеобщего заговора молчания об этой теме выделялись книги А. Лиханова («Благие намерения», «Сломанная кукла», «Девочка, которой все равно») и Владислава Крапивина. Отношения детей и взрослых непросты и драматичны.
Проблема абьюза в книгах В. Крапивина обозначена очень четко (трилогия «Острова и капитаны», роман «Журавленок и молнии», повесть «Трое с площади Карронад»). Книги В. Крапивина – призыв к юному читателю сохранять свое достоинство и не изменять голосу совести, воспитывать в себе ответственность и независимость.
На рубеже 20-21 веков возникает термин young adult, обозначающий литературу для «юных взрослых» 13-18 лет.
В 2010-е гг. стали разграничивать подростковую литературу и литературу young adult.
Это не только книги о подростках, адресованные подросткам, но и книги о подростках, интересные взрослым.
В ней поднимаются те же темы взросления, нравственного выбора, отношений в семье и школе и многие другие, но социальные проблемы острее и откровеннее – это разводы родителей, взрослый и детский алкоголизм, наркомания, домашнее насилие по отношению к детям, ранние сексуальные связи и их нежелательные последствия.
Черты этой литературы: главные герои – подростки, передано восприятие мира подростком, в центре внимания – познание подростком самого себя, поднимаются проблемы в жизни подростка, эта литература интересна как подросткам, так и взрослым.
На вебинаре достаточно много было представлено и книг, и форм работы с детьми и родителями, затронуты различные книжные направления. Надеемся, что каждый педагог-библиотекарь пополнит свою методическую копилку знаниями, которые помогут им в работе по поддержке семейного воспитания и семейному просвещению.