Институт развития образования

Году педагога-наставника посвящается

Году педагога-наставника посвящается

30.10.2023г.

25 октября 2023 года на базе ГАОУ ПО ИРО был проведен вебинар «Герои негромких профессий» с целью познакомить педагогов-библиотекарей с нелегкой судьбой учителей – участников Великой Отечественной войны, являющихся примером честности, порядочности, стойкости, мужества для последующих поколений.

Открыла вебинар методист ГАОУ ПО ИРО И.Ю. Олейникова своим выступлением «О подвигах педагогов во время Великой Отечественной войны должно быть известно каждому», рассказав о подвигах Матрены Исаевны Вольской, которая вывела за линию фронта для обучения в школах фабрично-заводского обучения 1500 детей, которые шли под бомбами немцев болотами и буераками через минные поля. Ни одного ребенка не потеряла в пути. В дороге к Матрене Вольской присоединилось еще несколько групп детей-подростков, всего 3225 детей привезла в Горький беременная учительница, спасая детей от фашистов.

Юрий Гагарин очень тепло отзывался о Льве Михайловиче. В своей книге он написал: «Не встреть я своего учителя, может быть, и не стал бы космонавтом».

В 1943 году в среднюю школу города Гжатска прибыл новый учитель физики – Лев Беспалов. Школьники сразу поняли: фронтовик! С боевой выправкой, на кителе следы от погон и наград. Служил в авиации, воевал штурманом. Он сам был выпускником этой школы, но сейчас ее было не узнать.

Гитлеровцы при отступлении взорвали здание, от кабинета физики ничего не осталось. А дети, прожившие в оккупации два года, были похожи на запуганных зверьков. Как помочь им забыть ужасы войны?

Беспалов предложил ученикам сделать физические приборы своими руками! Различные машины, оптические приборы и даже установка для демонстрации распада радиоактивных элементов – многие наглядные материалы он делал вместе со своими учениками. Дети с удовольствием помогали учителю, слушали его рассказы о войне, самолетах и летчиках. Он рассказывал о боевых вылетах, о том, как частенько возвращались из боя, что называется, на одном крыле. А боевое братство, дружба, поддержка всегда выручали в бою.

Беспалов организовал кружок авиамоделирования. В него тут же записались все мальчишки. И даже несколько девчонок. Благодаря стараниям педагога у них появился самолет ПО-2, старенький, списанный, но настоящий!

Изучали устройство этого самолета. Беспалов рассказывал о трудах Циолковского, о мечте человечества полететь в космос… Эту мечту через несколько лет осуществил его ученик – Юра Гагарин.

Имя варшавского врача, учителя, автора книги «Как любить ребенка», знает весь мир. Педагогические методы Корчака были настолько новы, что его книга была переведена на все языки мира. Никто еще не демонстрировал такую любовь к детям. За глаза доктора прозвали «детский бог». Свою любовь он решил отдать детям-сиротам, построив для них два детских дома. Он вообще был очень высокого мнения о ребенке.

      Ради детей Корчак дважды отказался от личного спасения. В первый раз – в Варшаве. После начала Второй мировой войны он вместе со своим сиротским домом оказался в Варшавском гетто. Бывшие ученики хотели вывезти доктора из страны, но Корчак отклонил все предложения. «Что вы мне предлагаете? Вы хотите, чтобы я оставил детей? Это невозможно».

Второй раз спасение Корчаку предложили в Треблинке. В этот концлагерь вывезли всех детей из его Дома сирот. Шествие маленьких смертников и их учителя к вагонам поезда очевидцы назвали "маршем смерти". Весь детский дом шел ровной колонной, никто не голосил и не пытался убежать. Во главе колонны шел доктор, держа за руки своих воспитанников. У детей были ранцы и игрушки – Корчак сказал, что они едут на пикник. А что еще можно было сказать? Стояла весна, они запели какую-то песню. И так шли по замершей от ужаса Варшаве, прямо к эшелонам. Говорят, по легенде, что даже у эсэсовцев не выдержали нервы, они отправили эшелон раньше расписания.

В Треблинке их сожгли. 6 августа 1942 года Януш Корчак вошел в газовую камеру вместе со своими воспитанниками. Двух малышей он держал на руках и рассказывал им сказку. Дети так и не успели понять, куда их привезли. Учитель не бросил своих воспитанников, потому что его любовь к ребенку была больше любви к жизни!

Николай Кюнг получил профессию в Вяземском педтехникуме. А в 1939-м Николай окончил Ленинградский университет, исторический факультет. В том же году его призвали в армию. Начало войны Кюнг встретил, защищая Брестскую крепость. Был ранен и попал в плен. Пройдя через несколько концлагерей, летом 1943-го оказался в Бухенвальде. Если бы немцы узнали, что он по происхождению швейцарец, то депортировали бы его на родину, но Кюнг этим шансом не воспользовался. Он был патриотом своей страны – СССР, и считал себя русским человеком.

1 сентября 1944 года учитель истории Николай Кюнг вошел в класс и объявил тему урока. Он сделал то, что в этот день делали тысячи советских учителей. Но дети на его уроке сидели не за партами, а на нарах. На них была полосатая роба заключенных. Кюнг вел урок в Бухенвальде! Это были обездоленные, голодные дети. И учитель вел свой урок по памяти, рассказывая детям то, что изучил в пединституте. «Весь смысл наших занятий был в том, чтобы попытаться отвлечь детей от страха, в котором они жили, помочь им поверить, что не вечно будет длиться каторга. Я обещал: придет наша победа», – напишет он потом в своих мемуарах. Он рисковал каждую секунду урока, но занятий не прекращал. Он давал детям надежду на будущее.

В 2007 году школьные библиотекари города Севастополя под руководством методиста Института последипломного образования Олейниковой И.Ю. приняли участие в благотворительном проекте: издание книги севастопольского учителя Александра Михайловича Агафонова-Глянцева.

В четырех школах города Севастополя (СОШ № 9, 27, 43,45) работал простой учитель труда Александр Михайлович Агафонов-Глянцев.

Страшные испытания выпали на долю автора – плен, ранения, бои, побеги, концлагеря, смерть детей и взрослых в блоке туберкулезников и хирургии, каменных карьеров Бухенвальда, страшные эшелоны узников из Освенцима, Маутхаузена, Компьеня и других лагерей, тюрем разных стран. Дружба, взаимоподдержка, солидарность, сочувствие, сопереживание – вот что позволило автору выстоять и сохранить человеческое лицо! Его книга звучит как Гимн Человечности и Человеку. Идеалы добра и справедливости отстаивает автор на страницах своей книги.

«Мы считаем, что книга бывшего севастопольского учителя должна прийти в каждую школьную библиотек не только нашего города, но и во все школьные библиотеки России именно сейчас, когда многие понятия, такие как честь, совесть, любовь к Родине, чувства товарищества, постепенно уходят из жизни наших детей. Она должна быть доступна всем желающим ее прочесть», – так мы писали в предисловии к этой замечательной книге в 2007 году, когда занимались ее изданием.

Считаю, что наши размышления актуальны и сегодня. Книга должна «жить», а не лежать на полках школьных библиотек!

Об этих учителях – смелых, мужественных, стойких, добрых, человечных – рассказала в своем выступлении методист ГАОУ ПО ИРО.

Очень понравилось коллегам выступление В.П. Попова, педагога-библиотекаря СОШ № 54 «О героях-педагогах языком филателии», в котором он представил письма и марки, интересную информацию о знаменитых людях: Павличенко Л.М. (в июне 1942 г. личный счет Людмилы составил 300 уничтоженных фашистов, а вскоре достиг 309. При этом более 36 из них – это были вражеские снайперы). После излечения с августа 1942 по январь 1943 года Павличенко в составе делегации участвовала в работе 1-ой Международной антифашистской студенческой ассамблеи в США и Международной антифашистской молодежной конференции в Лондоне. Советскую делегацию в Белом доме принимал Президент США Рузвельт, а в Англии ей была организована встреча с премьер-министром Черчиллем и главой французского Сопротивления генералом де Голлем.

Интересные факты из жизни Ревякина В.Д., учителя химии и биологии школ № 1 и 4 г. Севастополя, руководителя Севастопольского подполья, представил Валерий Петрович, рассказал и о Машерове П.М., учителе физики  Россонской средней школы Витебской области, руководителе комсомольско-молодежного подполья, командире партизанского отряда им. Щорса, позднее – комиссаре партизанской бригады им. Рокоссовского, Герое Советского Союза, Первом секретаре ЦК КПБ, а также кратко проследил жизненный путь Петрова Ивана Ефимовича, учителя, командира 25-й стрелковой дивизии им. Чапаева, затем командующего Приморской армии, одного из руководителей обороны Севастополя. За умелое руководство войсками в Берлинской и Пражской операциях 29 мая 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Имя этого героя присвоено интернату № 6 в Инкермане.

Несколько слов Валерий Петрович сказал и о других учителях – героях войны:

- Хоружая Вере Захаровне, сельской учительнице, партизанской активистке, связной, разведчице, Герое Советского Союза;

- Мариненко Татьяне Савельевне, учительнице в средней школе деревни Зелёнка, партизанке, разведчице и связной партизанской бригады «Неуловимые» НКВД СССР, действовавшей на территории Белорусской ССР (Звание Героя Советского Союза присвоено 8 мая 1965).  Вера Захаровна обеспечивала партизан информацией о дислокации вражеских гарнизонов, передвижении воинских частей и подразделений. В июне 1942 года была арестована вместе с младшим братом и затем расстреляна;

- Кудре Иване Даниловиче, который работал заведующим начальной школы. После оккупации Киева во главе группы разведчиков остался в городе для организации подрывной и разведывательной работы.  8 мая 1965 года И.Д. Кудре присвоено звание Героя Советского Союза.

Удовенко Ю.Ю., педагог-библиотекарь СОШ № 42, рассказала о ветеране труда Маштупа Алле Анатольевне, которая всю свою жизнь пронесла любовь к детям в своем сердце, проработав в школе 56 лет, коллеги до сих пор помнят о ней и навещают активную, энергичную учительницу, которая 27 лет проработала в стенах школы № 42.  О своей преподавательской деятельности она вспоминает такими словами: «Профессия педагога для меня – это нужная, самая гуманная профессия. Разве это не счастье – отдавать знания, научить ребят учиться, учить добру, постоянно совершенствоваться самому, отдавать частичку себя тем, кого учишь. Педагогическая деятельность — это и опыт, это и доброе отношение коллег, обучающихся, это и романтика, это и любовь!!! Не знаю даже, случай или судьба привели меня в школу».

Шекунова Ольга Вячеславовна, педагог-библиотекарь частной школы «Мои Горизонты», с нежностью и любовью рассказала о своем деде, Баженове Николае Тимофеевиче, преподавателе географии и учителе начальных классов, прошедшем тяжёлый военный путь, с первых дней войны был призван в Севастополь на Черноморский флот в качестве комиссара 126-й батареи на Перекоп. С 25 октября 1941 года участвовал в обороне Севастополя в качестве политрука роты 2-го Перекопского отряда моряков на Мекензиевых горах. Николай Тимофеевич Баженов за особые заслуги перед Родиной был награжден орденом «Красного Знамени», медалью «За оборону Севастополя», медалью «За оборону Кавказа», медалью «За победу над Германией», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». После войны, в 1955 году, перевёлся в Севастополь, где работал директором школы № 1, с 1956 года работал директором школы № 8 г. Севастополя.

Евдокимова Ирина Анатольевна, педагог-библиотекарь СОШ № 15, вместе с детьми подготовила видеосюжет о Лысечко А.А., учителе начальной военной подготовки, участнике Великой Отечественной войны, подполковнике в отставке, выпускнике Горьковского артиллерийского училища, посвятившем 27 лет своей педагогической деятельности учащимся школы № 15, передавая им свои знания, воспитывая в них ответственность, нравственность, дисциплину, приучая их к порядку, при этом оставаясь строгим, но справедливым человеком. Благодаря стараниям военрука Алексея Андреевича в школе был самый лучший стрелковый тир в городе. Под его руководством юноармейцы школы № 15 побеждали и становились призерами различных соревнований, смотра строя и песни, команды школы ежегодно становились победителями и призерами финалов игр «Зарница» и «Орлёнок». Его уроки для многих людей стали уроками жизни и наукой побеждать. Он давал не только прочные знания, но и учил самостоятельно мыслить, защищать свою точку зрения, любить свою Родину и родной город-герой Севастополь. Многие юноши школы хотели быть похожими на своего учителя, поэтому и выбирали военную профессию.

Миронова Лариса Богдановна, педагог-библиотекарь СОШ № 52, рассказала об учителях школы, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной и возвратившихся на долгие годы в мирную учительскую профессию. Много интересных фактов из жизни Безрукова Филиппа Демьяновича и Навалихина Иосифа Илларионовича представила Лариса Богдановна.

Человек энциклопедических знаний и природной интеллигентности, старательный, исполнительный во время Великой Отечественной войны работал в подпольной организации, служил в отряде особого назначения «Вперед» отдельной стрелковой дивизии войск НКВД, в январе 1943 года возглавил диверсионную группу отряда «Богатыри», эта группа провела 26 диверсий на железной дороге, пустив по откос 17 эшелонов с живой силой и техникой противника.

После войны 44 года проработал в школе № 52 учителем и директором, выпускникам школы памятны походы, школьные географические вечера, ночные наблюдения за звездами, рассказы о войне Филиппа Демьяновича. Через сердце и душу Филиппа Демьяновича прошло четыре поколения односельчан – жителей села Верхнесадового.

В августе 1999 года школе № 52 было присвоено имя учителя, на то время – это была единственная в Крыму школа, названная в честь учителя.

Память о замечательном человеке и прекрасном педагоге жива в душе у многих односельчан, живым природным памятником и напоминанием о светлом человеке, стала береза, которую он посадил своими руками в 1971 году.

Нельзя не отметить огромный вклад в развитие села Вернесадового и воспитание учеников школы Навалихиным Иосифом Илларионовичем, учителем труда, черчения и рисования.

За время Великой Отечественной войны он с автоматом в руках прошел пол-Европы: Белоруссию, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию. После ее окончания работал пятнадцать лет на машиностроительном заводе, по состоянию здоровья переехал с семьей в Крым, в 1962 году стал жителем села Верхнесадовое.

И.И. Навалихин был неординарным человеком. Вместе со своими учениками выложил профиль Владимира Ильича Ленина на южном склоне горы Кара-тау. Тот, кто ездит на электричке из Севастополя в Бахчисарай, всегда созерцает этот барельеф.

По инициативе Иосифа Илларионовича в каждом классе шла работа по сбору информации и созданию уголков боевой славы, ребята вместе с учителем посещали места сражений, находили оружие, каски, накапливали биографические данные о героях, вели переписку по 270 адресам. Когда материала накопилось очень много, совхоз предоставил комнату в Доме культуры, где и организовал музей. И.И. Навалихин предложил создать не просто музей, а музей с диорамой, для этого сделал запрос в студию Грекова в Москве, и художником В.В. Кузнецовым было написана диорама. Первым экскурсоводом стал сам И.И.Навалихин и его ученики. Музей был единственным в Союзе сельским музеем с диорамой.

Имя учителя Навалихина И.И. для многих поколений верхнесадовцев стало символом высокого служения избранному делу, верности призванию.

Стасюк Ирина Анатольевна, педагог-библиотекарь СОШ № 25, рассказала о нескольких учителях города Севастополя, сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками в своем выступлении «Главное на войне – остаться человеком». Задача не из лёгких, когда вокруг ужас, голод и разруха. Но они – севастопольские учителя, «инженеры человеческих душ», с достоинством выполнили этот завет. Педагоги не просто сами сохранили человечность, но и взрастили это качество в тысячах маленьких севастопольцев, которых, несмотря на возраст, война не пожалела. Они работали во время обороны в оккупированном городе, а после – восстанавливали систему образования в разрушенном до основания Севастополе.

Те, кто оставался в военный период в городе, тоже вносят свой вклад в победу над врагом: в Севастополе появляются женские бригады помощи фронту. Их организует учитель, женщина с удивительной судьбой – Александра Сергеевна Федоринчик. Она известна не только как учитель 19-й школы. Её называли Севастопольской мамой. Когда началась оборона Севастополя, именно она организовала женские бригады – около 400 женщин в районе школы стирали бинты, ухаживали за ранеными. Школа превратилась в военный госпиталь, и душой всего этого была Александра Сергеевна.

Ещё до начала второго штурма Севастополя, 9 декабря 1941 года, школы города решают перевести под землю. Городской отдел народного образования в это время возглавляет Наталия Николаевна Донец. Именно на её плечи ложится задача найти безопасные места для обучения школьников. За три дня для этой цели подготавливают самые крепкие подвалы. Уже в марте-апреле 1942 года были открыты 9 школ, из них две – полные средние – это школа №3 и школа №13. Они располагались в центре города. Все школы были в убежищах. Воспоминания Наталии Николаевны Донец про тринадцатую школу: «Утром все уроки начинались с политического часа, чтения газет. Тогда выходили газеты «Красный Крым» и «Маяк коммуны». Чтение сводок «Совинформбюро» и после этого нормальный учебный процесс».

Учителя и дети школы № 32 (директор Кузьма Иванович Ленько) в штольнях Инкермана помогали работе подземного госпиталя и даже спецкомбината. В мае 1942 года в школах детям были выданы табеля, а выпускники получили аттестаты зрелости. Школы закрылись, так как обстановка на передовой резко ухудшилась – фашисты готовились к третьему, решительному наступлению на черноморскую твердыню. Таким образом, учителя вместе со школьниками 1941-1942 учебного года стали в полном смысле защитниками Севастополя.

Немцы открыли на улице Пирогова в здании общежития школу №2. Классы по наполняемости были огромные (не меньше 50 человек), разновозрастные. Учительница начальных классов Хитрова Ольга Николаевна не боялась рассказывать детям правду о жизни, хотя в классе учились и дети полицаев.

Пока Севастополь находился под властью врага, здесь появилась целая система концлагерей военнопленных и гражданского населения – их насчитывалось около 20. Один расположен был в бывшей школе №28, по дороге в первую немецкую школу на Корабельной стороне. Такое место оккупанты выбрали, чтобы по дороге на занятия и домой дети видели, что за железной проволокой в нечеловеческих условиях может оказаться любой неугодный новому режиму. Но даже так сломить волю народа, а самое главное – юных севастопольцев, фашистам не удалось. В это время педагоги своим примером продолжают показывать детям, что правда на нашей стороне. Учительница биологии Нина Ивановна Кулиш, рискуя собой, обладая какими-то актёрскими способностями, через какие-то поддельные документы, спасает из лагеря нескольких военнопленных. И не только освободит – она потом и делилась с ними питанием, и доставала им гражданскую одежду, некоторых нужно было ещё подлечить – тоже это всё ложилось на её плечи.

После освобождения города педагоги стали возвращаться в родной город, мечтая вернуться в классы. Однако продолжать обучение в освобождённом городе просто негде – 95% школ уничтожены, из 28 учреждений осталось только три. Первое время после освобождения в городе работают 55 учителей, возглавляет восстановление системы образования Вера Девочко. При ней восстанавливались самые первые севастопольские школы и при ней возвращались из эвакуации педагогические кадры. Начала она свою деятельность с переписи всех оставшихся в городе детей и учителей. И обратила внимание на то, что в городе десятки оборванных, голодных ребятишек – для их обеспечения самым необходимым нужно было открыть столовую. Даже ранее, чем были открыты школы, была открыта первая в городе столовая.

Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза, многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от фашистов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 декабря 1944 года более 5 тысяч учителей были награждены орденами и медалями за успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей. 205 учителей получили орден Ленина, 1421 – орден Трудового Красного Знамени, 982 – орден «Знак почёта». А выпускница Глазовского педучилища учитель географии Татьяна Барамзина ушла на фронт, выучилась на снайпера и посмертно стала Героем Советского Союза.

Представители самой мирной и гуманной профессии на войне проявляли чудеса смелости и отваги, мужества и героизма, а после победы, вернувшись к своей учительской профессии, показывали изумительные образцы педагогического искусства и мастерства в скромном и кропотливом труде своем, требующем постоянного напряжения всех духовных сил, мудрого терпения и великой любви – любви к детям, к своему делу.

Семинар вызвал много положительных откликов от педагогов-библиотекарей. Многим из них открылись новые страницы нашего прекрасного города и страны, некоторые даже не предполагали, каким мужеством и стойкостью обладали учителя. Очень много имен, интересных историй об учителях прозвучало на семинаре (вебинаре), некоторые из них пробирали до слез. Все выступающие, педагоги-библиотекари, подготовили очень ёмкий, трогательный, никого не оставляющий равнодушным материал, о мудрых, добрых, стойких и мужественных людях до конца своей жизни оставшихся верными своим идеям, стране и профессии.

Эмоции, которыми были переполнены сердца школьных библиотекарей, останутся надолго в их душах и памяти!