18 октября учителя начальных классов Севастополя приняли участие в семинаре-практикуме «Применение активных методов обучения для формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе», подготовленном начальником центра дошкольного и начального образования ГАОУ ПО ИРО Якубиной В. Б. (ректор Гетманская И.А.) и педагогическим коллективом ГБОУ СОШ № 44 (директор Андросова Е.В., зам. директора Зайцева Ю. Н.). Цель семинара – транслирование успешных практик формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе.
Открытые уроки подготовили учителя начальных классов СОШ № 44: Толда Н.В. (урок окружающего мира в 1-А классе «Объекты неживой и живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы»), Иванова Е.П. (урок окружающего мира во 2-Б классе «Жизнь животных осенью и зимой. Явления природы»), Вострикова Т.А. (урок математики в 4-А классе «Единицы площади»), Корытина Т.В. (урок литературного чтения в 4-Б классе «Л.Н. Толстой. Детство»). Педагоги ресурсного центра (Шитенкова Д.С., учитель-логопед; Винник А. В., учитель-дефектолог; Камцева Н.А., педагог- психолог) подготовили и провели мастер-класс «Функциональная грамотность в коррекционной работе с детьми ОВЗ».
Педагог и член-корреспондент РАО Наталья Виноградова в своей книге о функциональной грамотности младших школьников пишет: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребенку важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
В своём докладе «Формирование основ функциональной грамотности обучающихся в начальной школе» Якубина В. Б. напомнила об одной из главных задач профессиональной деятельности учителя начальных классов – сформировать умения младшего школьника самостоятельно добывать знания и ими пользоваться в жизни.
Зайцева Ю.Н., заместитель директора ГБОУ СОШ № 44, в докладе «Применение активных методов обучения для формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе» рассказала о направлениях деятельности, успешных практиках педагогов СОШ № 44 по формированию функциональной грамотности обучающихся начальных классов. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. В СОШ № 44 используются такие способы активизации познавательной деятельности, как:
- игровые формы, методы и приёмы обучения;
- самостоятельные работы;
- проблемные ситуации;
- нетрадиционные формы учебных занятий;
- проектно-исследовательская деятельность и современные образовательные технологии.
Присутствующие на семинаре учителя отметили высокий уровень подготовки, организации семинара и профессионализма организаторов. В отзывах и выступлениях во время обсуждения и анализа уроков было высказано много интересных мыслей о важности и значимости таких мероприятий в становлении молодых педагогов, в понимании задач и уровня их реализации, в изучении интересного опыта коллег и самообразовании.