Институт развития образования

Участники круглого стола обсудили актуальные вопросы современной повестки дня системы образования

Участники круглого стола обсудили актуальные вопросы современной повестки дня системы образования

25.04.2022г.

20 апреля 2022 г. сотрудники ГАОУ ПО ИРО приняли активное участие в работе круглого стола в Филиале МГУ имени М.В.Ломоносова в городе Севастополе на тему «Трансформация современной отечественной образовательной системы. Актуальные задачи системы образования на современном этапе», где представили свои доклады: «Федеральная повестка качества образования: основные акценты развития и функционирования современной школы» (Горпинич Татьяна Анатольевна, руководитель центра современных образовательных ресурсов и музейной педагоги);< em> «Аксиологические стратегии в современном образовании» (Фомин Алексей Владимирович, заведующий сектором культурно-образовательных программ и музейной педагогики).

Проведение круглого стола было инициировано кафедрой истории и международных отношений Филиала ввиду актуализации и активного обсуждения в экспертном сообществе проблемы кризиса национальной идентичности в постсоветской России, активного применения в отношении нашего государства инструментов так называемой «мягкой силы», направленных на трансформацию общественного сознания. В этих условиях внимание специалистов приковано к отечественной системе образования, оказывающей влияние на процессы формирования интеллекта, формирование субъектов социальных преобразований и, соответственно,  логику социальных преобразований.

На круглом столе были обсуждены следующие вопросы: трансформация современной отечественной образовательной системы: преимущества и недостатки с точки зрения соответствия государственным интересам; актуальные задачи системы образования на современном этапе (ценностно-смысловой аспект содержания образования; роль философии в повышении качества образования; изучение и популяризация опыта педагогов по формированию духовно-нравственных компетенций средствами преподаваемых дисциплин; усиление междисциплинарного взаимодействия; укрепление связи «школа-вуз»; определение актуальных направлений профессионального совершенствования педагогов; потенциал и перспективы развития образовательной среды).

Эти вопросы были затронуты и в докладах коллег. Выступили:

Кальной Игорь Иванович, профессор кафедры политических наук и международных отношений Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского. Тема: «К вопросу о необходимости очистить культуру от псевдокультуры».

Олефиренко Ольга Михайловна, старший преподаватель кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ имени М.В.Ломоносова в городе Севастополе, кандидат политических наук. Тема: «Внешняя политика США на постсоветском пространстве».

Оленченко Анастасия Владимировна, преподаватель отдельной дисциплины (история, обществознание и география) Филиала Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище). Тема: «Трансформация школьного исторического образования в контексте внешнеполитических вызовов».

Бояркин Аркадий Ильич, заведующий кафедрой «Теология и религиоведение» Севастопольского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент, клирик храма св. равноап. Мефодия и Кирилла. Тема: «Перспективы преподавания теологических дисциплин в Крыму как элемент развития духовно-нравственных компетенций».

Кудашкина Наталья Алексеевна, преподаватель отдельной дисциплины (история, обществознание и география) Филиала Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище). Тема: «Сохранение исторической памяти в контексте современных внешнеполитических вывозов на основе развития критического мышления кадет при изучении истории Отечества во внеурочной деятельности».

Единым было мнение о том, что образовательная система – это подлинный фактор созидания общественного человека; это звено, обеспечивающее связь прошлого, настоящего, будущего. Это то, что сохраняет и приумножает эстафету поколений. В данный момент исключительного внимания заслуживает воспитание подрастающего поколения. Чтобы обеспечить полноценное воспитание, необходимы соответствующие меры по реанимации семьи как социальной ячейки общества и её реабилитации как значимого императива образовательной системы. Особое место в жизни общества принадлежит просвещению.

На круглом столе подчёркивалась большая роль педагога в современном воспитательном процессе и в связи с этим необходимость непрерывного повышения квалификации педагогических работников, углубление знания отечественной истории и культуры, включение в перечень курсов повышения квалификации преподавателей разных учебных дисциплин курсов аксиологической направленности, развитие музейной педагогики как одного из социальных институтов воспитания.

Диалог в рамках круглого стола был очень плодотворным, его участники выразили готовность к продолжению сотрудничеств в рамках обсуждения и поиска совместных решений задач современного образования, которые касаются каждого.