20 апреля 2022 г. сотрудники ГАОУ ПО ИРО приняли активное участие в работе круглого стола в Филиале МГУ имени М.В.Ломоносова в городе Севастополе на тему «Трансформация современной отечественной образовательной системы. Актуальные задачи системы образования на современном этапе», где представили свои доклады: «Федеральная повестка качества образования: основные акценты развития и функционирования современной школы» (Горпинич Татьяна Анатольевна, руководитель центра современных образовательных ресурсов и музейной педагоги);< em> «Аксиологические стратегии в современном образовании» (Фомин Алексей Владимирович, заведующий сектором культурно-образовательных программ и музейной педагогики).
Проведение круглого стола было инициировано кафедрой истории и международных отношений Филиала ввиду актуализации и активного обсуждения в экспертном сообществе проблемы кризиса национальной идентичности в постсоветской России, активного применения в отношении нашего государства инструментов так называемой «мягкой силы», направленных на трансформацию общественного сознания. В этих условиях внимание специалистов приковано к отечественной системе образования, оказывающей влияние на процессы формирования интеллекта, формирование субъектов социальных преобразований и, соответственно, логику социальных преобразований.
На круглом столе были обсуждены следующие вопросы: трансформация современной отечественной образовательной системы: преимущества и недостатки с точки зрения соответствия государственным интересам; актуальные задачи системы образования на современном этапе (ценностно-смысловой аспект содержания образования; роль философии в повышении качества образования; изучение и популяризация опыта педагогов по формированию духовно-нравственных компетенций средствами преподаваемых дисциплин; усиление междисциплинарного взаимодействия; укрепление связи «школа-вуз»; определение актуальных направлений профессионального совершенствования педагогов; потенциал и перспективы развития образовательной среды).
Эти вопросы были затронуты и в докладах коллег. Выступили:
Кальной Игорь Иванович, профессор кафедры политических наук и международных отношений Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского. Тема: «К вопросу о необходимости очистить культуру от псевдокультуры».
Олефиренко Ольга Михайловна, старший преподаватель кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ имени М.В.Ломоносова в городе Севастополе, кандидат политических наук. Тема: «Внешняя политика США на постсоветском пространстве».
Оленченко Анастасия Владимировна, преподаватель отдельной дисциплины (история, обществознание и география) Филиала Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище). Тема: «Трансформация школьного исторического образования в контексте внешнеполитических вызовов».
Бояркин Аркадий Ильич, заведующий кафедрой «Теология и религиоведение» Севастопольского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент, клирик храма св. равноап. Мефодия и Кирилла. Тема: «Перспективы преподавания теологических дисциплин в Крыму как элемент развития духовно-нравственных компетенций».
Кудашкина Наталья Алексеевна, преподаватель отдельной дисциплины (история, обществознание и география) Филиала Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище). Тема: «Сохранение исторической памяти в контексте современных внешнеполитических вывозов на основе развития критического мышления кадет при изучении истории Отечества во внеурочной деятельности».
Единым было мнение о том, что образовательная система – это подлинный фактор созидания общественного человека; это звено, обеспечивающее связь прошлого, настоящего, будущего. Это то, что сохраняет и приумножает эстафету поколений. В данный момент исключительного внимания заслуживает воспитание подрастающего поколения. Чтобы обеспечить полноценное воспитание, необходимы соответствующие меры по реанимации семьи как социальной ячейки общества и её реабилитации как значимого императива образовательной системы. Особое место в жизни общества принадлежит просвещению.
На круглом столе подчёркивалась большая роль педагога в современном воспитательном процессе и в связи с этим необходимость непрерывного повышения квалификации педагогических работников, углубление знания отечественной истории и культуры, включение в перечень курсов повышения квалификации преподавателей разных учебных дисциплин курсов аксиологической направленности, развитие музейной педагогики как одного из социальных институтов воспитания.
Диалог в рамках круглого стола был очень плодотворным, его участники выразили готовность к продолжению сотрудничеств в рамках обсуждения и поиска совместных решений задач современного образования, которые касаются каждого.