Институт развития образования

Школьные библиотекари внедряют новые формы индивидуальной работы с читателями

Школьные библиотекари внедряют новые формы индивидуальной работы с читателями

28.12.2021г.

22 декабря 2021 года в режиме онлайн состоялся вебинар для школьных библиотекарей города Севастополя по теме: «Индивидуальная работа с читателями: опыт, формы, методы и перспективы».

Открыла семинар И.Ю. Олейникова, методист ГАОУ ПО ИРО г. Севастополя. Она познакомила участников семинара с программой и выступила с докладом «Индивидуальная работа с читателями школьных библиотек», в котором сделала акцент на индивидуальную работу с детьми ОВЗ, так как эта работа требует большого терпения, такта, и, конечно, времени. Обратила внимание на особенности работы с праворукими и леворукими детьми.

Ирина Юрьевна познакомила коллег с основными способами индивидуальной работы, с вариантами проведения тестов и анализа чтения, мини-исследований, анализом читательских формуляров, с условными обозначениями учёта путем получения информации и выбора литературы для руководства чтением, группами читателей, с вопросами к беседе о чтении художественной и отраслевой литературы.

Телепова О.И., педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ № 23, поделилась опытом изданий самодельных книг и книжек-малышек, провела мини мастер-класс по созданию аленького цветочка, который украсил обложку всем известной сказки С.Т. Аксакова.

Об индивидуальных беседах рассказала педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ № 54 Попова Т.Н., приведя очень много интересных примеров из своей работы с читателями. Она отметила, что приоритетными формами работы с учащимися в библиотеке СОШ № 23 являются беседы у книжной полки. Действенным подспорьем в индивидуальном руководстве чтением служат тематические подборки литературы по определённым отраслям знаний. В практике школьной библиотеки хорошо зарекомендовала себя серия еженедельных журналов, посвящённых архитектурно-историческому наследию нашей страны «Дворцы и усадьбы России».

Руденко В.М., педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ № 32, представила свой опыт индивидуальной работы и фрагмент своей беседы с читателями по сказкам Шварца, рассказала о формах индивидуальной работы, которые она использует в своей работе, о ведении и анализе читательских дневников, о цифровом сервисе «Учим стихи», о рекомендательных списках чтения, которые составляет педагог-библиотекарь для определённых групп читателей.

Коваль Н.П., педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ № 23, рассказала о возможностях проектной деятельности в школьной библиотеке, этапах работы над проектом, познакомила коллег с планом действий учащихся в проекте, продемонстрировала красочно оформленные проектные работы учащихся ГБОУ СОШ № 23.

Порадовала своим выступлением Булычёва Н.И., педагог-библиотекарь Инженерной школы. Она  быстро восприняла рекомендации методиста ГАОУ ПО ИРО И.Ю. Олейниковой на занятиях школы молодого специалиста по использованию технологий Web 2.0 в образовательном процессе.

Например, при помощи онлайн-анкеты педагоги-библиотекари быстро собрали данные для массовой регистрации читателей онлайн-библиотеки "ЛитРес-школа": https://sch.litres.ru/, использовали ответы этой формы в виде exсel-таблиц для регистрации читателей, группируя их по классам, для более удобной систематизации и работы в дальнейшем. С помощью  Google-формы педагоги-библиотекари провели анкету среди учащихся 5-11 классов по изучению читательского спроса, так как очень удобно работать с ответами читателей в виде графиков с процентным соотношением, который выдает форма, созданная на Диске Google. Кроме того, педагоги-библиотекари Инженерной школы начали работу над проектом «Мобильная библиотека», с помощью которой коллеги планируют визуализировать электронную библиотеку ЛитРес, организовать работу в группах для создания мобильных библиотечных полок по темам: Великая Отечественная война», «Словари», «Книги о природе, животных», «Детская фантастика», «Сказки», «Читатели рекомендуют». А ещё Мобильная библиотека использует в своей основе QR-код, с помощью которого можно кодировать электронные адреса страниц, на которых расположен текст произведений или небольшие тексты (стихотворения, цитаты, рассказы), бесплатно на сайтах в сети интернет. Педагоги-библиотекари пользуются бесплатной версией приложения QR-Code Studio.

Хорошо, когда в школе работают грамотные технические специалисты, способные превратить школьную библиотеку в настоящий информационный центр, в котором интересно работать и педагогам-библиотекарям, и читателям.

Онлайн-семинар прошёл на высоком методическом уровне, о чём свидетельствуют отзывы школьных библиотекарей и педагогов-библиотекарей.