Во исполнение плана мероприятий по реализации проекта «Всероссийский конкурс «Страницы истории в каждой строке» (протокол от 29 июня 2021 г. № 4 заседания конкурсной комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по проведению конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением казенных учреждений) на проведение всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий в сфере патриотического воспитания с участием детей и молодежи в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (вторая очередь), соглашения № 073-15-2021-1063 от 1 июля 2021 года между Министерством Просвещения Российской Федерации и ГАОУ ПО ИРО) в целях достижения результатов федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», направленного на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан РФ, приказов ГАОУ ПО ИРО от 29.07.2021 № 390/1 «Об утверждении Дорожной карты», от 05.08.2021 № 398 «Об утверждении состава жюри всероссийского конкурса «Страницы истории в каждой строке», от 05.08.2021 № 399 «Об утверждении положений конкурса» с 01.09.2021 по 01.10.2021 состоялись заочные мероприятия проекта:
– конкурс методических разработок для педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации «Карандашные строчки фронтового письма», в котором приняли участие 29 педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации;
– конкурс исследовательских и проектных работ для обучающихся 7-10 классов образовательных организаций Российской Федерации «В бесценных фронтовых строках», в котором приняли участие 36 обучающихся и 32 руководителя;
– конкурс семейных видеороликов для обучающихся образовательных организаций Российской Федерации и членов их семей «Читая фронтовое письмо», в котором приняли участие 41 обучающийся, 76 членов их семей и 35 педагогических работников.
Участниками Всероссийского конкурса «Страницы истории в каждой строке» показана значимость сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне, изучения истории семьи, укрепления семейных традиций и ценностей, популяризации истории родного края, члены жюри отметили высокий уровень подготовки участников.
34 трогательных работы с интересом посмотрели члены жюри Всероссийского заочного конкурса семейных видеороликов «Читая фронтовое письмо».
Никого не оставляет равнодушным чтение писем с фронта участников Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., бережно хранимых во многих семьях. Трогательно звучат рассказы внуков и правнуков советских солдат о судьбах их родных и близких на фронтах Великой Отечественной войны. Читая письма фронтовиков родным и близким, мы, их потомки, глубже понимаем психологию, мировоззрение, истоки искреннего патриотизма поколения победителей.
О своём прадедушке Севастьянове Василии Яковлевиче, младшем лейтенанте, воевавшем на Западной Украине и пропавшем без вести, рассказывает Борнусов Иван (ГБОУ СОШ № 25, г. Севастополь), сопровождая свой видеорассказ трогательными стихами.
О Клейменове Федоре Матвеевиче, отце пятерых детей, приехавшем после боевого ранения на неделю домой, рассказывает правнучка Иванова Екатерина (Бобровская СОШ № 1). Никто и предположить не мог, что эта встреча с женой и детьми будет последней.
Фронтовой путь гвардии старшего лейтенанта Кахруманова Магомеда проследили учащиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» села Карабудахкент (Республика Дагестан). Бережно хранятся в школьном музее его фотография с орденами и медалями, военный билет, благодарность маршала Конева, которую вручили Магомеду за освобождение Калинина. Наверное, Магомед родился под счастливой звездой: пройдя длинный военный путь, он ни разу не был ранен.
О своем скромном прадедушке рассказала Михайлова Любовь (Алеховшинская СОШ, Ленинградская область). Три тетрадных листа – такое длинное письмо написал своим родным фронтовик Кабичев Василий Егорович – исписаны с любовью и беспокойством о судьбах родных и близких, и только одна строчка о себе: «Жив. Здоров».
Беляева Софья (г. Санкт-Петербург) с гордостью представила в видеоролике боевой путь прабабушки Берман С.И., телеграфистки и радистки, и прадедушки Осипенко В.А., зенитчика, чьи ордена и медали, а также удостоверение личности хранятся в семейном архиве.
О том, как в страшные военные дни многих солдат спасала молитва, рассказал Капуткин Кирилл (МБОУ Ясенковская СОШ, пос. Ясенки, Бобровский район, Воронежская обл.).
О подвиге Захарова Никиты Николаевича, рядового стрелкового полка, четырежды раненного, рассказали правнучка и правнук – Кондратьевы Ульяна и Денис (МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г., г. Ханты-Мансийск). Никита Николаевич в одном из боев уничтожил четырех фашистов, а пятерых взял в плен, за этот подвиг был награжден орденом Красной Звезды.
С волнением читают фронтовые письма и рассказывают о своих героях ребята, помня наставление своих прадедов беречь мир!
Мнение членов жюри озвучила Киселева Оксана Васильевна, научный консультант, к.п.н., АНО ИКЦ «Инновационные педагогические технологии», заместитель председателя жюри (г. Челябинск): «Замечательно, что на экране можно видеть целые семьи, разные поколения, для которых эти реликвии – не просто документы, но частичка истории семьи, желание знать и уважать свои корни, передавать это знание и любовь от старших к младшим. В таких семьях наверняка не прервется связь поколений, не забудется ни трагедия той войны, ни личный вклад родного человека в победу. Наиболее впечатлило межпоколенческое взаимодействие в роликах Михайловой Дарьи «Фронтовые письма моего прадедушки Михайлова Петра Логвиновича» (МКОУ «Кировский сельский лицей» (п. Лазаревский, Городовиковский район, Республика Калмыкия)), Михайловой Любови «Письмо любви и веры» (МКОУ «Алеховщинская СОШ» (Ленинградская область)), Чаленко Софьи «Фронтовое письмо» (МОУ «СОШ № 9» (Саратовская область, г. Энгельс)).
Большинство участников неформально подошли к созданию роликов, их произведения подкупают своей искренностью и трогательностью. Некоторые ролики воспринимались как признание в любви к прадедушкам и прабабушкам, даже через экран чувствуется та боль, которую семья до сих пор испытывает, несмотря на прошедшие после утраты годы. По эмоциональному воздействию хотелось бы отметить работу Гришиной Таисии «Память поколений – Александра Фёдоровна Постнова» (ГБОУ «Гимназия №1 имени А.С. Пушкина» (г. Севастополь)), Кузнецова Георгия «Читая фронтовое письмо» (ГБОУ Гимназия № 1 имени А.С. Пушкина (г. Севастополь)), Кассихиных Анны, Марии и Александра «Осталось письмо и память» (Кассихина Анна, Кассихина Мария, 6 класс, ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48», Кассихин Александр, ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23), Кондратьевых Ульяны и Дениса «Память в семейном альбоме и в наших сердцах» (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Созонова Ю.Г.» (г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)).
Конкурс видеороликов – это не только исследование, но и творческая работа. Важно было умело использовать технические возможности звуко- и видеоряда, постараться так выстроить логически сюжет и подобрать грамотные переходы между частями, найти нестандартные приемы, использовать разные локации для съемки, чтобы получился не набор кадров, не статичный доклад, а законченный минифильм. Ребятам удалось использовать такие интересные находки, как съёмка ролика в жанре репортажа либо рассказа старшего брата младшему о прадедушке; использование кинохроники военных лет (причем именно тех документальных кадров, которые прямо относятся к боевой биографии родственника); съёмка в «землянке» от лица автора письма; чтение стихотворения, написанного прадедушкой на фронте; переход женского закадрового голоса, читающего письмо от мужа, в мужской голос автора письма – и многие другие оригинальные идеи и творческие находки. В наибольшей степени это относится к работам Тучина-Молодцова Александра «Фронтовое письмо» (МБОУ БГО СОШ №10 (г. Борисоглебск, Воронежская область)), Колесниченко Надежды «Фронтовое письмо моего прадедушки» (МБОУ Бутурлиновская СОШ (г. Бутурлиновка, Воронежская область)), Ножовой Ольги «Записка и письмо партизанки В. Поршневой» (ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени Героя Советского Союза Г.А. Рубцова» (г. Севастополь)), Коробской Полины (МКОУ СОШ № 17 (г. Лиски Воронежская область)).
Особо отметим работы самых младших участников – учащихся 1 классов: очень достойные, продуманные, глубокие и в то же время соответствующие возрасту по построению и подаче материала. Это работы Фетюхиной Киры «Голоса из 42-го» (ГБОУ СОШ № 31, г. Севастополь) и Синицыной Алёны «Письма прадеда» (ГБПОУ АО «Архангельский финансово-промышленный колледж» (г. Архангельск)). Огромная благодарность взрослым. Чувствуется, что ребята не просто озвучивают мысли подготовивших их педагогов и родителей, а прониклись теми фактами и идеями, которые презентовали на экране.
Вместе с тем следует отметить, что некоторые работы были выполнены без учета критериев, заявленных в Положении о конкурсе: не соответствовали теме, не было участия членов семьи, на экране отсутствовали сами фронтовые письма. В ряде работ хотелось бы отметить нечеткую дикцию либо технический брак видеоролика. Некоторые ролики были больше похожи на суховатый доклад, либо в них отсутствовала логика построения, начало и завершение. Всё это помешало их восприятию.
Несколько слов хочется сказать и о работах Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «В бесценных фронтовых строках».
В номинации «Исследовательские работы» были заявлены 34 конкурсных работы, в номинации «Проектные работы» – 2.
Жюри номинации «Исследовательские работы» определило 5 победителей и 10 призеров, остальные стали лауреатами. В номинации «Проектные работы» оба участника признаны победителями.
Каждая работа участников конкурса проникнута огромным уважением и любовью к советскому солдату – защитнику своей Родины и страны. Каждое исследованное письмо с фронта – история семьи, дедов и прадедов, с нежностью писавших своим женам и детям, матерям и сестрам.
Так, работа Амирулаевой Айшат (Республика Дагестан, Тарумовский район, село Карабаглы) заставила многих задуматься, являются ли фронтовые письма документом, в котором содержится история нашей страны, нашего народа, отдельно взятой семьи. Можно ли их использовать как исторический источник при изучении периода Великой Отечественной войны? Айшат писала о подвиге простого школьного учителя, война для которого началась во время битвы за Москву. Он оказался счастливчиком: несмотря на все невзгоды и неприятные моменты во время войны, свой военный путь Абдулаев Магомед завершил участником парада Победы на Красной площади.
Работа Андрющенко Игоря (г. Лиски, МБУДО «ЦТТ») пронизана важной мыслью: «Война не окончена, пока не захоронен последний солдат». Игорь считает, что если каждый человек попробует внести свой вклад в поиск без вести пропавших и погибших солдат, то большее их число «вернется домой».
Надо отметить, что руководили проектами и работами ребят в этих двух конкурсах учителя русского языка и литературы, информатики, истории, обществознания, руководитель театральной студии, педагоги-организаторы, заведующий библиотекой, учителя начальных классов, физической культуры, старшая вожатая, заведующий музеем, – словом, все, кому не безразлична память о советских солдатах, прошедших огненные дороги Великой Отечественной войны! Вечная им память, любовь и уважение потомков!
Педагогические работники тоже не остались в стороне, они представили на конкурс 28 интересных методических разработок, занятий в рамках учебной дисциплины «Музейная педагогика», занятий внеурочной деятельности, уроков в начальной школе, методические разработки классного часа, внеурочного занятия, внеклассных мероприятий, цикла внеурочных мероприятий, урока истории, урока памяти, урока мужества, онлайн-урока, урока-концерта, цикла уроков, проект «Всероссийский конкурс «Страницы истории в каждой строке» 80-летие битвы под Сталинградом и др.
Работы участников конкурса достойно оценили члены жюри. Вот мнения некоторых из них.
Захарова И.Ю.: «Особенно хочется выделить работу Вейсель Галины Витальевны, учителя начальных классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района г. Санкт-Петербурга». Кроме интересного изложения материала, используется музыкальное сопровождение, а это крайне важный момент для погружения и сопереживания обучающимися событий. Обе работы могут быть использованы и адаптированы любым образовательным учреждением».
Кока Е.Ю.: «Заслуживает внимания работа Серовой Екатерины Альбертовны, учителя истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска «Гимназия № 2». Инновационно, по-современному представлена форма проведения мероприятия «Чемодан героя». Каждая группа – это отделы музея, которые будут заниматься исследованием экспонатов, поиском необходимой информации, работой с архивом, и, наконец, вместе создадут тематическую выставку. А выставка будет находиться в этом пространстве, прямо в чемодане. Целесообразно использованы архивные материалы и адаптированы в педагогической ситуации».
Сенявская В.А.: «Среди всех проверенных мной работ особое место занимает работа севастопольского учителя истории и обществознания Дороховой Татьяны Александровны, учителя истории и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 23 имени Б.А. Кучера». Во-первых, она, на мой взгляд, отвечает всем требованиям конкурса. Да, данная методическая разработка основана не на эпистолярных источниках, однако даёт возможность даже в большей степени погрузиться в воспоминания участников тех героических событий. Тем более их остаётся все меньше и меньше. Во-вторых, очень высока полезность этой работы. На ее основе можно разработать как модульные курсы по истории родного края, так и программы внеурочной деятельности. И не только по истории Великой Отечественной войны. Привлекает и новизна разработки, ее привлекательность для обучающихся разного возраста».
Бондарь И.П.: «Методическая разработка занятия внеурочной деятельности «Не забывайте меня» Терешко Анжелы Васильевны и Плискач Ирины Ивановны, учителей начальных классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 20» вызвало полное восхищение. Содержание занятия полностью соответствует теме. Все компоненты содержания занятия связаны между собой. Учителя показали высокий уровень методической подготовки. Много проделано архивной работы. На занятии красной нитью проходит связь поколений; слова из письма односельчанина Александра Кивы актуальны и по сей день».
Надеемся, что все эти методические материалы, кропотливо собранные и обработанные педагогами, будут достойно восприняты на уроках, внеклассных мероприятиях их учениками, которым предстоит передать память о героях Великой Отечественной войны своим внукам и правнукам.
Список победителей и призеров всех трех конкурсов можно посмотреть в приказе от 13.10.2021 г. № 494 «Об итогах проекта «Всероссийский конкурс «Страницы истории в каждой строке» на сайте ГАОУ ПО ИРО, пройдя по ссылке: https://www.sev-iro.ru/files/15.10.2021-prikaz--494-ob-itogakh-s-prilozheniyami.pdf
Видеоролики участников конкурса