16 декабря 2020 года в дистанционном режиме прошел очередной мастер-класс для учителей математики города Севастополя на тему: «Программа факультатива “Решение задач с параметрами: Решение квадратных уравнений с параметрами, квадратных неравенств с параметрами”».
Цель мастер-класса: обобщение и передача коллегам личного профессионального опыта изучения учащимися темы: «Решения задач с параметрами»; презентация авторской методической разработки по теме: «Решение квадратных уравнений с параметрами, квадратных неравенств с параметрами», разбор методических приемов решения задач с параметрами на конкретных примерах.
Опытом делилась учитель математики ГБОУ СОШ № 54 Милевская Елена Георгиевна. Это уже второй мастер-класс в рамках рассмотрения темы «Решение задач с параметрами». В настоящее время эта тема стала как никогда актуальной, так как задачи с параметром – это неотъемлемый атрибут ОГЭ и ЕГЭ. На мастер-классе были рассмотрены и проанализированы базовые приемы и методы, применяемые при решении квадратных уравнений и неравенств с параметрами.
Анализ вариантов ЕГЭ и ОГЭ по математике и вступительных экзаменов в различные вузы показывает, что большинство предлагаемых задач с параметрами связано с расположением корней квадратного трехчлена. Будучи основной в школьном курсе математики, квадратичная функция формирует обширный класс задач с параметрами, разнообразных по форме и содержанию, но объединенных общей идеей – в основе их решения лежат свойства квадратичной функции. Поэтому учитель в своем мастер-классе особое внимание уделил теоремам о расположении корней квадратного трехчлена и задачам на исследование квадратичной функции.
Было представлено три блока задач, которые классифицируются по принципу «ключевой идеи», рассмотрены примеры с решениями, иллюстрирующими применение этих идей. В конце каждого блока задач предложены задания для самостоятельного решения.
Решение задач с параметрами носит учебно-исследовательский характер, они играют важную роль в формировании логического мышления, развитии творческих способностей учащихся, в формировании научно-исследовательских умений. Задачи с параметрами представляют собой как бы небольшую модель будущей научной работы учащегося. В них содержится множество приёмов, необходимых не только для математического развития личности, но и для научного исследования. Поэтому решение задач с параметрами, в частности решение квадратных уравнений и неравенств с параметрами, является < em>пропедевтикой научно-исследовательской работы.