18 ноября учителя начальных классов приняли участие в практико-ориентированном онлайн-семинаре «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе», подготовленном методистом ГАОУ ПО ИРО Якубиной В. Б. и педагогическим коллективом ГБОУ «Гимназия № 24» (директор Ключук Н. Н., зам. директора Прокофьева О. Н.). Материалы для семинара подготовили учителя начальных классов Гимназии № 24: Свистун Л. А. (видеозапись урока русского языка в 3 классе «Обобщение материала по теме «Падежи имён существительных»), Ерёменко В. О. (видеозапись урока окружающего мира в 3 классе «Вода – необыкновенное вещество. Почему воду надо беречь?»), Сенкова О. А. (видеозапись урока математики в 1 классе «Число 10»), Дудник Д. Ю. (видеозапись мастер-класса по подготовке и проведению внеурочного занятия «Майнд-фитнес» (скорочтение)).
Педагог и член-корреспондент РАО Наталья Виноградова в своей книге о функциональной грамотности младших школьников пишет: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребенку важно обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
В своём докладе «Формирование способностей обучающихся к созидательной деятельности, к эффективной коммуникации и саморазвитию» методист ИРО Якубина В. Б. напомнила об одной из главных задач сегодняшнего дня в профессиональной деятельности учителя – формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Прокофьева О. Н., заместитель директора ГБОУ «Гимназия № 24», в докладе «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» рассказала о направлениях деятельности педагогов Гимназии № 24 по формированию функциональной грамотности обучающихся начальных классов. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном, неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. В гимназии используются такие способы активизации познавательной деятельности, как:
- игровые формы, методы и приёмы обучения;
- самостоятельные работы;
- проблемные ситуации;
- нетрадиционные формы учебных занятий;
- проектно-исследовательская деятельность и современные образовательные технологии.
Присутствующие на семинаре учителя отметили высокий уровень подготовки, организации семинаров и профессионализма организаторов семинара. В отзывах в чате и во время обсуждения и анализа уроков было высказано много интересных мыслей о важности и значимости таких мероприятий в становлении молодых педагогов, в понимании задач и уровня их реализации, в изучении интересного опыта коллег и самообразовании.